В новогодние праздники «Театрал» публикует лучшие материалы, вышедшие в 2018 году. Сегодня в нашей подборке беседа с актрисой Любовью Толкалиной о секретах женственности.
– Любовь, вы играете очень разных по характеру героинь, но все они потрясающе женственны. Что такое женственность для вас?
– Женственной я могу назвать даму, у которой есть важное энергетическое качество – она не оттолкнет. Не то чтобы примет любого, но в ней есть обещание счастья. Это именно тот манок, который притягивает как магнит, потому что все внешние проявления женственности коту под хвост, если нет качества, к которому хочется возвращаться. Я знаю многих женщин, которых можно назвать женственными с точки зрения внешнего впечатления: в них есть мягкость, у них есть обаятельная улыбка, идеальная фигура, умение преподносить себя с самой лучше стороны, – но очень редко встречаю это качество – открытость к любому человеку, и не только к мужчине.
А к мужчине… «Для чего вообще на свете баба?.. А для того, чтоб уважить», – как написал Венедикт Ерофеев в поэме «Москва-Петушки». Женщина должна уважить мужчину своим вниманием. Это я считаю женственностью.
– Можно ли воспитать в себе женственность? Многие пытаются, но не всем удается…
– Если иметь в виду мое определение женственности, то конечно можно. Это важное качество не только для женщины, но и для любого человека – уметь отнестись к человеку так, как он этого достоин. Даже если он сам себе кажется не очень достойным. Отнестись к нему как к человеку, которого Господь послал на землю для того, чтобы он этот мир украсил, а не испортил. Каждый из нас хочет, чтобы наши достоинства увидели и оценили. Все мы тяжело переносим любую критику в свой адрес, потому что начинаем думать, что мы, выходит, не так уж и хороши, а нам очень хочется быть в глазах других хорошими.
Какими инструментами женщина будет располагать к себе – это уже десятый вопрос. Она может привлекать чисто внешне, она может привлекать своим внутренним содержанием или своим смехом, своей отзывчивостью, умением быстро и правильно реагировать в экстремальных ситуациях или способностью формулировать для тебя какие-то очень важные вещи, которые ты сам для себя сформулировать не можешь… она может привлекать даже своим умением делать уколы. У женственности очень много проявлений. Это совсем не то, что мы можем увидеть в красивом декольте.
В нашем мире мужчины стали робкими, потому что женщины взяли очень многое на себя. Современная женщина как настоящая коринфская колонна: тонкая, наверху вензеля. Но при этом она может поддерживать весь монолит здания, которое называется жизнью. Женщины сейчас столько на себя берут, что я уже много раз слышала от мужчин фразу: «Я бы не рискнул».
– Но без внутренней уверенности в себе женственность тоже невозможна. У человека просто не получится раскрыться и показать свои истинные достоинства.
– От уверенности в себе один шаг до самоуверенности, которая отталкивает. «Все наглые люди всегда ничтожество», – как написала поэтесса Ок Мельникова. Мне кажется, любая самоуверенность и наглость – это инструмент защиты, а уверенность – это спокойствие и ощущение того, что ты находишься в нужное время и в нужном месте. Ты очень хорошо понимаешь, что тебе надо, и что все, что должно прийти к тебе, придет. Это чувство уверенности, наверное, появляется со временем, и на мой взгляд, оно связано только с верой в Бога. Повышение самооценки за счет другого с уверенностью в себе ничего общего не имеет, потому что это отсутствие силы, а уверенность – это как раз сила. И эта сила дарится человеку только тогда, когда он понимает, что он ни с кем не сравним, что у него есть свой путь.
Почему так вредна зависть? Чувство, которое портит жизнь любой актрисы. Она мешает идти своим путем. Я, например, захожу в ленту новостей, вижу публикации своих коллег и думаю: «Ай-яй-яй, почему я не работаю в Вахтанговском театре? Почему я не имею дело с удивительным современным материалом, как все артисты «Гоголь-центра»?». А потом сижу и говорю себе: «Что ты кривишься? Сейчас на себя посмотри на секундочку.
Несколько дней назад вылетела из Ростова прямо в Лондон, где планируется спектакль осенью. Там надо было все очень быстро отрепетировать и вернуться в Москву, потому что на очереди – постановка в моем театре. А еще два проекта – один для СТС, другой для Санкт-Петербургской киностудии документальных фильмов, – 4 театральных предложения, и надо дописывать сценарий к следующему спектаклю. Ты на своем пути – не смотри по сторонам, смотри вперед». Зависть – это точно неженственно.
– Доверять течению жизни?
– Конечно. Говорят, зависть может подхлестнуть, но меня двигает вперед адреналин. Сейчас я не работаю ни в каком театре, кроме своего, не знаю, будет ли у меня через 2 месяца какой-то новый телевизионный проект или нет, не знаю, как будет дальше складываться мой гастрольный график. Я все время нахожусь в состоянии легкого адреналина, потому что после расставания с мужем у меня не стало «теплой стены». Я стою как Статуя Свободы, обдуваемая всеми семью ветрами, а в таком положении приходится врастать ногами в землю и очень быстро находить свою собственную внутреннюю устойчивость.
– Не всех такое положение вещей побуждает к действию. Кого-то, наоборот, окончательно выбивает из колеи.
– Лично мне обрести внутреннюю устойчивость помогает путешествие на свою малую родину. Я родилась в Рязанской области в деревне Михайловка. Когда приезжаю туда, стою на этой земле и чувствую, как ее энергия наполняет меня прямо через пятки. Ты стоишь и понимаешь, что ты такое: ты есть ты. Ты родилась на этой земле – посмотри вокруг. Что ты видишь? Ты видишь бесконечные поля – откуда, ты еще думаешь, у тебя ветер в голове и в волосах? Ты наслаждаешься этой своей свободой и своей стихией, ты видишь очень открытых людей, которые готовы последнюю рубаху для тебя отдать.
Люди в глубинке действительно живут именно так. Они дружат друг с другом целыми деревнями, приходят друг к другу в гости. Происходит бесконечный обмен: я тебе огород вспашу, а я тебе рыбу поймаю – очень простая жизнь, и эта простота есть и во мне. Та простота, за которую меня постоянно наказывает городской социум, потому что я слишком открыта к людям. Поэтому мне приходится специально закрываться, и очень у многих обо мне создается впечатление, что я очень закрытая и со мной лучше вообще не связываться.
А еще, когда я приезжаю на родину, появляется чувство обещания счастья, которое я помню с детства: чувство, что вся жизнь – она впереди. Ты стоишь и над тобой бесконечный небосвод, ты как маленький муравей под этой чашкой неба, и вся земля тебе говорит: «Мы все сделали, чтобы ты сейчас совершила вертикальный взлет. В тебе столько силы, в тебе столько красоты, в тебе столько таланта и энергии – сейчас ты это все должна явить миру. В Москве или где угодно – какая точка на карте тебя интересует?» За этим ощущением я езжу исключительно на родину.
– Такое отношение к своей родине редко встретишь в наши дни. Большинство людей стараются вырваться из деревень, перебраться в мегаполисы…
– Любимый писатель моей дочери Джон Толкин назвал свое произведение «Хоббит, или Туда и Обратно». В юном возрасте человек считает, что он просто обязан уехать из глубинки, чтобы стать собой. Путешествие туда очень важно, но не менее важно и путешествие обратно.
Обычно уехать хотят люди юные. Меньше всего сейчас я бы хотела быть молодой девушкой. Это возраст, когда ты еще не обладаешь истинной уверенностью в себе и тебе кажется, что твоя жизнь зависит от внешних проявлений и обстоятельств, а это не так – твоя жизнь зависит только от твоей внутренней силы. Когда в тебе нет силы, то все проблемы – это проблемы, а когда сила есть, то все проблемы – это задачи, которые решаемы.
– А какие задачи оказались на первом плане сейчас?
– На данный момент это наш с моими друзьями маленький театр «Театр собор». Дело в том, что лично я считаю, что еще ничего не сыграла в своей жизни. У меня есть несколько картин, за которые мне не стыдно, все остальные мне кажутся неким порханием. Скажем прямо, у меня не внешность медсестры, которая бежит по полю во время войны и кричит: «Ко-о-ля-я!», – актрису с моей внешностью не посадят в окоп, а внутри я такая. Я родилась в деревне, но совсем не выгляжу как деревенский житель – это очень обидно. Я решила перестать переживать по этому поводу и брать быка за рога. Теперь все свои несыгранные роли я буду играть в «Театре собор». Я теперь сама себе хозяйка. Теперь я могу все – вот я, а вот мировая литература.
Мы решили начать со спектакля о последней русской царице Евдокии Лопухиной. Она стала первой женой Петра I, когда ей было 19, а ему 16 лет. Вернувшись из своих Западных походов, Петр I определил ее в монастырь, где она оставалась до конца своей жизни против собственной воли. Спектакль так и будет называться – «Последняя русская царица», и у меня – главная роль.
Подписывайтесь на официальный
в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.