Челябинский Камерный театр готовит спектакль по киносценарию Леонида Филатова «Сукины дети». Для этой постановки театр проведет кастинг и соберет новый коллектив. Главное условие для артистов – отсутствие театрального образования, поэтому принять участие в конкурсе сможет любой житель Челябинска. Для этого достаточно зарегистрироваться и прийти в назначенный день на пробы.
Авторы проекта ставят перед собой задачу показать творческий процесс, жизнь театра изнутри.
«Театрал» позвонил режиссеру постановки, худруку лаборатории «Метро» Тамазу ГАЧЕЧИЛАДЗЕ.
— На что вы обращаете внимание, когда проводите кастинг среди актеров-непрофессионалов?
— Для меня принципиальное значение имеет мотивация человека: зачем он к нам пришел. Если для него это только лишь развлечение, то с таким человеком мы не сработаемся. Основная занятость будет ему мешать. Отбирать я их буду, ориентируясь на характерность и образ персонажа. Это может не совпадать с тем, что было у Филатова в фильме, но главное – герой должен быть по характеру «рыхлым». Например, чтобы человек был с одной стороны нерешительным, а с другой – если он на что-то решился, то его уже не остановить. Хочется, чтобы люди, которые не являются профессиональными артистами, все же имели некий опыт публичных выступлений, понимали, что говорить на сцене и на кухне – это разные вещи.
— Что повлияло на выбор такого материала?
— Никакой политики здесь нет. Почему «Сукины дети»? Да потому что Филатов грандиозно описал актерскую природу. Есть расхожая фраза: «Театр – террариум единомышленников». Вот «Сукины дети» – история про террариум. Про то, что актеры, как дети, и если увлечь их интересной игрой, они баловаться не будут.
Актерская жизнь непредсказуема и зависит от множества обстоятельств. Потому что сегодня ты играешь положительную роль, а завтра – убийцу. И как в первом, так и во втором случае, ты должен быть правдоподобным.
— Это не первый ваш опыт работы с непрофессиональными актерами. Уже знаете, чего ожидать от проекта?
— Мне бы хотелось сразу перейти к репетициям, но я же понимаю, что это физически невозможно, потому что уровень подготовки у каждого человека будет разный. Соответственно, придется проводить какие-то тренинги, потому что, понимаете, не хотелось бы играть в поддавки. Ведь, казалось бы, у меня уже сейчас есть оправдание, что я, дескать, работаю с непрофессионалами и поэтому якобы могу за полчасика что-то сделать, а потом свалить всю вину на актеров, которые не владеют профессией. Но это совсем не про меня. Либо мы сделаем что-то интересное, либо расходимся.
У меня уже был год опыта работы с непрофессиональными актерами, и однажды одна из артисток сказала: «Тамаз, ты чего по нам как каток гоняешь? Мы же сюда приходим не на работу, мы же приходим сюда после работы». А мне такая позиция не понятна: это ведь не народный театр, а спецпроект и требования здесь соответствующие. Как режиссер работает с актерами, так и я собираюсь работать с ними.