«Все, что правильно – красиво, а все красивое – правильно» — Театрал

Для кого звучит первый звонок? Когда не следует пропускать даму вперед? Как обратиться к незнакомому человеку? На эти и другие вопросы отвечает специалист по этикету Татьяна БЕЛОУСОВА.

Правило третьего звонка

Покупка билета – стратегический момент. Если вы выбираете места в центре ряда, то нужно понимать, что первый звонок – для вас. Поэтому приехать в театр надо заранее и постараться занять свое место, пока ряд еще не заполнен.
Воспитанный человек после третьего звонка в зал не входит. Рассчитывайте свое время, иначе может получиться так, что, приобретя билеты в партер, вы проведете первый акт на верхнем ярусе.

Извините, можно пройти?
Проходить к своему месту принято лицом к сидящим зрителям. При этом не забудьте извиниться. Сидящие вставать не обязаны, но, конечно, бывают ситуации, когда лучше привстать (узкие ряды, пышные юбки, длинные ноги).

Кто же первый?
Мужчина проходит первым и в зрительный зал, показывая капельдинеру билеты, и к своему месту. При этом далеко не всегда следует пропускать даму вперед. Например, существуют варианты относительного того, кто входит первым в сам театр. Тут нужно разбираться: в какую сторону открывается дверь и есть ли тамбур при входе в театр. Этот момент часто вызывает путаницу, но здесь есть маленькая подсказка: когда вы идете с дамой, то действовать нужно так, будто вы ведете ребенка. И больше ничего запоминать не надо.

Позвольте, но это мое место!
Если ваше место занято, то, извившись, нужно свериться билетами. И если вдруг окажется, что у вас два билета на одно место, то тот, кто пришел позже, должен обратиться за помощью к капельдинеру.

Как вежливо обратиться к незнакомому человеку? 
Обращения «мужчина/женщина» просто неприличны. Ни в одной культуре мира нет обращений по признаку пола. Еще более раздражают обращения по признаку возраста (или родства с незнакомыми людьми): «старушка/бабушка/тетушка» даже с приятной интонацией — вне культурных кодов.
К сожалению, традиционные русские нормы были вычеркнуты советской властью, а обращение «товарищи» — сметены последующим капитализмом. И остались мы в «безвоздушном пространстве». И специалисты по этикету не могут ввести приличные обращения, так как их формирует само общество. Когда переболеем — они обязательно появятся.
Что же делать в сложившейся ситуации? Пользоваться волшебными словами! Вместо «мужчина/женщина/бабушка/дедушка/барышня/сударыня/сударь» использовать обороты: «Простите, разрешите пройти, не подскажите, где…».

Как подарить цветы?
В старых имперских театрах с цветами в зал не пускают, а где-то это дозволено. Поэтому следует уточнить у капельдинера, как принято в данном театре.

Красиво уйти
Если спектакль не доставляет вам удовольствие, то в антракте вы вправе уйти. Время – ресурс не восполняемый. Конечно, опустевший зал – травма для артистов и, в то же время, очень важный знак для режиссера.
На поклонах допустимо уйти, когда артисты еще не покинули сцену. В нашем бешеном темпе жизни обстоятельства бывают самые разные. Но все-таки именно на поклонах идет колоссальный обмен энергией между актерами и зрителями. И этот момент нужно пережить. Например, Майя Плисецкая очень любила аплодисменты и шутила: чем дольше длятся овации, тем больше у тебя времени отдохнуть в течение спектакля. А когда спектакль заканчивался, то у нее возникало ощущение: вот сейчас бы все повторить — и будет гораздо лучше.

Доверять себе
Этикет – не уголовный кодекс. Все, что правильно – красиво, а все красивое – правильно. Еще в книге по этикету 1881 года, выходившей под псевдонимом Клеопатры Светозарской, было сказано: «В этикете нет фиксированных правил. В одних случаях уместно поступить так, в других — иначе… И только чувство такта подскажет воспитанному человеку, как следует поступить».
 
ЧАСТЫЕ ОШИБКИ СОВРЕМЕННЫХ ЗРИТЕЛЕЙ:
— Очень многие зрители опаздывают и только с третьим звонком начинают пробираться на свое место.
— Зрители все еще забывают выключить мобильные телефоны. Кроме того, у многих стоят различные напоминания, которые срабатывают даже при беззвучном режиме.
— Нередко зрители приходят в театр простывшими и, по закону подлости, именно на трагической паузе начинают кашлять или чихать. Это вопрос не только этикета, но и безопасности окружающих.

А КАК БЫЛО РАНЬШЕ?
— В дореволюционной России в ложах подавали шампанское и фрукты. Сейчас мы едим и пьем только в буфете.
— В XIX веке существовало правило: чем ниже ряд, тем глубже декольте. То есть самые откровенные наряды были у зрителей первых рядов.
— В царской России дамы вели себя сдержано. Даже на поклонах они лишь обозначали аплодисменты, чуть касаясь веером ладошки. Да и мужчины-аристократы бурные эмоции не проявляли. Шумела только галерка, щедро забрасывая артистов цветами.
— Вплоть до середины прошлого века было принято проходить к своему месту лицом к сцене в знак почтения к высокому искусству.

СПРАВКА

Татьяна Белоусова — психолог, тренер по уверенному поведению, писатель, обладатель национальной премии «За развитие делового этикета в России», член Национальной ассоциации специалистов по протоколу.
Автор девяти книг («Стиль: о моде, хорошем вкусе, правилах приличия и подлинной красоте», «Этикет. Полный свод правил светского и делового общения», «Мужской костюм: Полное руководство по подбору и эксплуатации» и др.), а также множества семинаров и тренингов различных направлений, в том числе для агентства «Деловой протокол» в РАНХиГС при Правительстве РФ, для Международной школы этикета International School of Etiquette (ISE), куда приглашаются признанные эксперты.
На ее авторский семинар «Деловая культура. Корпоративный имидж. Бизнес-этикет» регулярно приезжают сотрудники крупных компаний России («Роснефть», «Газпром», «Аксона» и др.).
 

Без рубрики
.