Владимир Машков: «К этому спектаклю мы шли долго и трудно». На сцену Театра Табакова возвращается «Ревизор» — Театрал

Театр Олега Табакова готовится представить новую редакцию спектакля «Ревизор» по пьесе Гоголя. Как и в случае со спектаклем «Матросская тишина» это будет возвращение на сцену «Табакерки» знаменитой постановки прошлых лет. Вслед за автором режиссер Сергей Газаров исследует причину фантастического обмана.

«Главный вопрос спектакля – почему городничий, способный обмануть любого, так жестоко обманулся сам? Сложно поверить, что такого мастодонта, занимающего государственную должность не одно десятилетие, мог провести промотавшийся мальчишка, которого все приняли за ревизора из Петербурга», – рассказал Сергей Газаров журналистам после прогона в пятницу.

По словам режиссера, он сознательно отказался от того, чтобы перенести действие пьесы в наши дни. «Я этот путь не очень приветствую. Мне кажется, если ощущается связь времен, произведение актуально. Это справедливо и для «Ревизора»: какие бы в стране ни происходили перемены, а их немало, положительных и не очень, пьеса со временем звучит все более злободневно. Произведения таких писателей, как Гоголь или Салтыков-Щедрин, оказались для России пророческими. Мы до сих пор не можем преодолеть того, о чем говорили эти авторы».

«Гоголь говорит: если Бог хочет наказать человека, так отнимет прежде разум. Мне кажется, в этой фразе сосредоточены все смыслы, которые мы стремимся передать на сцене», – добавляет Владимир Машков. В спектакле он играет одну из ключевых ролей – городничего. «Это собирательный образ многих поколений чиновников, – рассказывает Машков о своем персонаже, – хотя, вообще-то, в такую ситуацию может попасть кто угодно: любой из нас порой принимает желаемое (или, наоборот, нежеланное) за действительное.

К этому спектаклю мы шли долго и трудно, но вместе с тем радостно. Сейчас мы в процессе творческого роста и хотим разделить свою заинтересованность со зрителями. Конечно, это будет уже другой спектакль, ведь и мы стали другими.

Мы долго репетировали и продолжаем работать: театр прекрасен тем, что ни в спектакле, ни в постижении роли нет окончательной точки. Я рад, что коллектив в хорошей форме. Олег Павлович порадовался бы, потому что он всегда чувствовал энергоемкость своих учеников, их желание работать, ответственность и честность перед зрителем.

Я рад, что Сергей Газаров согласился вновь исследовать эту историю – теперь уже в XXI веке. Рад, что такие знаковые спектакли, как «Матросская тишина» и «Ревизор», возвращаются на сцену нашего театра. Рад, что у нас есть Театральная школа, которая является источником нашей жизни. Например, в этом спектакле заняты ученики, которые пришли в театр год назад и сейчас постигают актерскую профессию».

Главную роль в «Ревизоре» играет 22-летний выпускник Театральной школы Олега Табакова Владислав Миллер, в прошлом сезоне сыгравший в спектакле «Матросская тишина».  

«Мне кажется, это, если не самый, то один из самых молодых Хлестаковых в истории русского театра, ведь обычно к этой роли подпускали маститых артистов. Но Влад сделал максимум того, о чем я просил, он постоянно развивается, и, думаю, еще нас удивит, – отметил Сергей Газаров. – Хлестаков фантазирует без остановки, и в этом смысле ничем не отличается от современного человека, который ввиду общения в социальных сетях стал безответственным в своих высказываниях. Поэтому, в отличие от остальных героев, в его внешнем облике и костюме прослеживаются черты нынешнего дня».

«Ключевая черта нашего Хлестакова – «легкость в мыслях необыкновенная». Этот герой как будто сделан из воздуха и неподвластен законам гравитации. Поэтому в спектакле так много пластики, трюков, фокусов – они рождаются из его внутреннего состояния и мотивов, – рассказал Миллер. – Я благодарен Владимиру Львовичу Машкову, который в мой первый сезон в театре доверил мне две главных роли, и Сергею Ишхановичу Газарову, который поверил, что я могу справиться, и, конечно, Олегу Павловичу Табакову, который когда-то принял меня в Театральную школу. Конечно, есть волнение: эта роль – большая ответственность. Я думаю о том, как продлить долговременную веру в предлагаемые обстоятельства, чтобы линия моего героя была целостной, не пунктирной. Но, как говорил Олег Павлович, если артист не волнуется, ему уже незачем выходить на сцену».

Жену городничего Анну Андреевну играет ведущая актриса Театра Табакова Яна Сексте. «Это женщина бальзаковского возраста, живущая в городе, из которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Она чувствует, что уходит ее последний поезд, и мощная нерастраченная энергия отчаяния и тоски, жажда жизни и любви разрывают ее на части, – рассказывает актриса о своей героине. – Я долго играла девчонок и все думала, что будет, когда я стану постарше, и вот переход осуществился, в том числе, и в этой работе. Такая роль – большое счастье для актрисы».

Над спектаклем работали художник Александр Боровский и художник по костюмам Мария Боровская.

«Невероятные, немыслимые костюмы рождались из хулиганств на репетициях, когда Сергей Газаров предложил нам с Юлианой Гребе пофантазировать над образами, исходя из жизненных обстоятельств наших героинь, – продолжает Сексте. – Это мать и дочь, которые сходят с ума от скуки провинциального города, развлекают себя, чем могут и, конечно, у них найдется немало нарядов. Художник Мария Боровская все это подхватила и развила, так родились образы Нефертити и Русской красавицы».

Жанрово спектакль соединяет в себе черты драмы, гротеска и буффонады. «Эта форма требует большой подготовки, не столько физической, сколько эмоциональной, – говорит в заключение Сергей Газаров. – На это надо решиться, потому что русский психологический театр предполагает, прежде всего, внутреннюю работу, а здесь к ней добавляется чуть ли не эквилибристика. Но пьесе «Ревизор» – очень хороший плацдарм для такого полета, и мы постарались его использовать».

В спектакле также заняты: Сергей Угрюмов, Александр Марин, Виталий Егоров, Сергей Беляев/Александр Воробьев, Александр Фисенко, Наталия Качалова/Юлиана Гребе и др. Премьерные показы пройдут на Сухаревской 7 и 9 ноября.

Без рубрики
.