На днях интернет-премия зрительских симпатий «Звезда Театрала» объявила лауреатов сезона 2017/2018. В спецноминации «Любимый театр» победил «Ленком» и потому награду получил его директор – Марк Варшавер. «Как заслужить доверие зрителей, спросите вы. А я отвечу: любите театр так, как люблю его я», – сказал Марк Борисович, получив статуэтку.
О любви к своему театру он, в самом деле, может говорить бесконечно. И каждый день приезжает сюда раньше всех – в 9.50.
– Не рановато ли для театра?
– В самый раз. Такой распорядок сложился у меня давно. Сегодня понедельник, у артистов выходной. Но в другие дни обычно у нас в 11 утра репетиция. Разумеется, я должен быть на месте.
– А если бы вечером была премьера, получается, что домой вы поехали бы не раньше, чем через 12–13 часов рабочего дня?
– И не только в день премьеры, но часто и после любого спектакля. Раньше я любил заглядывать в зал – слушал, как реагирует публика, наблюдал за нашими артистами (для меня это всегда удовольствие), но теперь, когда весь театр мы оснастили системой видеонаблюдения, могу делать это, не выходя из кабинета.
Вот смотрите, я нажимаю на кнопку, и на экране появляются изображения со всех наших камер. Видите, в фойе моют полы. Я знаю, что скоро придут осветители и будут проводить профилактику оборудования Большой сцены. Но обычно в это время у меня идет трансляция с той камеры, которая установлена в репетиционном зале.
– Наверное, любопытно смотреть, как рождается спектакль…
– Особенно когда работает такой мастер, как Марк Захаров. Разумеется, его репетиции – это всегда интереснейший процесс. Но для меня включенная камера – это еще и канал информации. Я должен понимать, какие потребности возникают, почему принято такое решение, а не иное, поскольку именно мне решать всю материально-техническую сторону вопроса. Мы составляем смету, обсуждаем нюансы, но могу вам сказать: я редко спорю с Марком Анатольевичем и сценографами. Если художник считает, что мебель должна быть изготовлена из массива, то мы никогда в целях экономии не закажем декорацию другого качества. Никогда не застелем сцену линолеумом «под дуб», если режиссер хочет, чтобы герои спектакля ходили по настоящим дубовым доскам.
Проще говоря, моя задача – помочь воплотить творческий замысел, а уж где искать средства – это режиссера не должно волновать. Его дело – художественный продукт. Всё остальное мы решаем.
Не так давно у нас появилась пристройка для хранения декораций, нам больше не нужно арендовать склад и возить их через весь город. Всё хранится здесь, на Малой Дмитровке. Только что же я вам всё через камеры показываю – идемте посмотрим лично.
Мы поднимаемся на второй этаж – в центральное зрительское фойе. По пути Марк Борисович проводит еще одну мини-экскурсию. Оказывается, все старинные бра и люстры, зеркала в массивных рамах и паркет отреставрировали. А то, что с дореволюционных лет не сохранилось восстанавливали по книге. В своем кабинете директор «Ленкома» хранит книгу 1914 года «Купеческий клуб» в специальном бархатном мешочке, по которой произведена реставрация люстр и бра. В книге подробно описаны, проиллюстрированы все интерьеры одного из самых красивых зданий дореволюционной Москвы (Купеческий клуб построен в стиле модерн начала ХХ века; архитектор Иванов-Шиц).
– Вот паркет, обратите внимание, – продолжает Марк Борисович. – Когда я стал директором, здесь был расшатанный, избитый пол, я просто мечтал его заменить. Шаткие половицы были истерты настолько, что никакая циклевка уже не помогала. При ходьбе раздавался скрип. И это – в театре! Но делать абы как не в наших правилах, поэтому я долго искал средства, чтобы произвести полноценную замену. И, наконец, лет двадцать назад мне удалось это сделать за счет внебюджетных доходов. Когда мы подняли старый пол, я за голову схватился. Здесь приличная глубина, но за все эти годы под паркетом, который помнил еще «шаги» Ленина, накопилась куча мусора. То же самое – и в отношении зеркал. До войны здание не раз меняло свое назначение, и хотя разрушить, к счастью, успели не всё, многие зеркала были в разводах, стекла покрылись патиной и не подлежали реставрации. Я обратился в одну очень хорошую мастерскую, и все громоздкие зеркала они отлили для нас прямо здесь, в фойе. Технология сложная, зато на века.
– А где же новый склад для декораций?
– Мы пришли, – загадочно отвечает директор и подводит к массивной высокой деревянной двери, расположенной перед зрительским буфетом. – Склад трехэтажный, тёплый. Под нами еще два этажа таких же хранилищ. Пристройка сделана очень деликатно, со стороны внутреннего двора и не нарушает архитектурного облика здания. Здесь же установлен погрузочный кран. Представляете, какие возможности открылись. Нажимается кнопка, и декорация поехала вниз. Зрители сидят в буфете, совершенно не догадываясь, что за этой дверью такое огромное пространство.
– Кстати, про буфет. Зачем тут установлен плазменный экран? Всё равно в театре никто телевизор смотреть не будет.
– Ошибаетесь. Это не телевизор. На этом экране каждый вечер идет прямая трансляция спектакля. И если зрители опоздали на спектакль, наши билетеры предлагают им расположиться вот на этом уютном диване и первое действие смотреть онлайн.
– Наверное, не все этому рады и все равно стремятся проникнуть в зал. Билеты в «Ленком» не дешевые, а им предлагают смотреть трансляцию…
– От опоздания никто не застрахован, конечно. Но у нас строгое правило: после 3-го звонка вход в зрительный зал запрещен. Это написано в билете, и потому остается только лишь посочувствовать опоздавшим.
В «Ленкоме» есть и закулисный буфет – служебный. Он работает с 10 утра до позднего вечера. Для завтрака в рационе 3 каши (любая на выбор – бесплатно), отдельное меню – на обед. Здесь же артисты отмечают праздники и премьеры. А вообще внешне скромное, не размашистое здание театра изнутри оборачивается целым микро-городом с отличной инфраструктурой и подземными этажами. До революции в Купеческом клубе был бассейн с живыми осетрами и бильярдная. И это, пожалуй, единственное, что не стал восстанавливать Марк Варшавер. Зато в остальном закулисье «Ленкома» превзошло все ожидания: банкоматы, фитнес-зал, сауна, прачечная и химчистка, балетный класс (Марк Борисович шутит: «В Большом театре такого нет»), комнаты отдыха и, конечно, чистые туалеты. Марк Захаров на сборе труппы сказал: «Когда я увидел отремонтированное здание, у меня сложилось впечатление, что не было никакой революции».
– Последний ремонт сделан за внебюджетные средства, – говорит директор. – Массивные дубовые двери – удовольствие не дешевое, но кто сказал, что мы вправе экономить. Это ведь первое, на что обращает внимание зритель. В театре имеет значение абсолютно всё – от того, как оформлена программка до условий актерского труда, но, конечно, главное – выпуск спектакля.
Или другой пример: был у нас темный коридор, ведущий из одной хозяйственной части здания в другую. Я долго думал, что можно было бы там сделать, и мы организовали маленькую оранжерею – посадили цветы, устроили искусственное освещение.
– Марк Борисович, вы много заботитесь о комфорте артистов. Но театр это театр. Немаловажно, чтобы и быт не обременял творческого человека…
– Понимаю, о чем вы говорите. И для нас этот бытовой вопрос давно уже решен. Много лет назад в Салтыковке, в Балашихе театру выделили дачи ЦК комсомола. Правда, дачами это назвать было трудно. Ветхие покосившиеся домики без удобств, гнилые доски, дырявая крыша… И я решил, что на этом месте хорошо бы построить коттеджные домики (там сейчас 16 двухкомнатных квартир). Закупили мебель, бытовую технику, наняли садовников, провели газ, воду, канализацию…
Если артист или кто-либо другой из наших сотрудников нуждается в жилье и отдыхе, то пишет заявление и получает ключи. В приоритете – сотрудники с маленькими детьми, хотя живут там, конечно, и семьи, у которых детей пока нет.
– А в коллективе ценят эту вашу деятельность?..
– Думаю, что ценят. Благодарят и меня, и Марку Анатольевичу Захарову высказывают слова благодарности. Мало того, за время моей работы коллектив выдвинул меня на награждение государственными Орденами. Это, конечно, большой аванс, но чувствую себя одухотворенным, молодым и способным еще долго служить любимому театру.
Наш неторопливый маршрут от кабинета директора до гримуборных занял больше часа. О каждом ленкомовском закоулке Марк Варшавер готов рассказывать максимально подробно. Он знает, из какого металла водопроводные трубы, какие гайки стоят на смесителях, в каком году заменили проводку и сколько километров кабеля на это истратили, из какой ткани выполнены костюмы для того или иного спектакля, не говоря уже о том, сколько зрителей посетило вчерашний спектакль.
– А здесь наши гримерки, – не скрывая гордости, сказал Марк Варшавер, когда мы из темных подземных этажей поднялись на служебном лифте на четвёртый этаж. – Молодые артисты сидят по несколько человек в гримерке, а у наших звезд – гримерки именные. Сегодня выходной. Зайдем, например, к Инне Чуриковой.
– Там, наверное, целый музей?
– Сейчас всё сами увидите.
Марк Борисович открыл дверь, и небольшая комната на мгновение показалась драгоценной шкатулкой с множеством неповторимых предметов. Со стены из деревянной рамы на нас смотрел портрет юной Инны Михайловны. Рядом – множество фотографий, икона и целый стеклянный шкаф коллекционных кукол, подаренных актрисе по случаю и просто так. Рассматриваешь, разбегаются глаза. Марк Борисович комментирует:
– В каждую гримерку проведена горячая вода, столик подсвечивается, везде мы установили кондиционеры, есть диванчики, чтобы отдохнуть перед выходом на сцену, пожалуйста, чайник, свежие полотенца…
– В некоторых театрах об этом могут только мечтать.
– У меня принцип: творческий человек должен думать только о воплощении художественного замысла. Обо всем остальном мы за него позаботимся. Но я должен возвращаться к себе в кабинет. Уже 11.15, как раз сейчас начнется совещание.
Справка
Марк Варшавер
Родился 11 марта 1947 года
Образование: актерский факультет Горьковского театрального училища (1969), факультет экономики и организации театрального дела ГИТИСа (1986).
Театральная карьера: с 1972 по 1979 г. играл ведущие роли в Московском областном драматическом театре. В 1979 г. перешел в труппу «Ленкома», где вскоре получил должность главного администратора, а позже – директора. В 2018 году избран Главой директорской ложи театров Москвы.
Награды: Кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней, Александра Невского, Дружбы, 850-летия Москвы. Заслуженный деятель искусств России. Заслуженный работник культуры России. Лауреат независимой театральной премии «Хрустальная Турандот», лауреат Национальной актерской премии имени Андрея Миронова «Фигаро», лауреат премии газеты «Московский комсомолец».
«Ленком»: страницы истории
Театр расположен в здании бывшего Купеческого клуба, построенного в 1907–1909 годах по проекту Иллариона Иванова-Шица.
В июле 1919 г. здесь был организован Коммунистический университет, работавший как совпартшкола (несколько раз выступал Ленин).
В 1923 г. в здании разместился кинотеатр «Малая Дмитровка».
В 1933 г. помещение передали основанному в 1927 г. ТРАМу (Театр рабочей молодежи), стоявшему во главе широкой сети «комсомольских» театров.
В 1937 г. ТРАМ объединили с Театром-студией п/р Рубена Симонова (не путать с Московским драматическим театром им. Рубена Симонова, существовавшим в 1993–2015 гг. на Арбате).
20 февраля 1938 г. ТРАМ переименовали в Театр им. Ленинского комсомола под руководством Ивана Берсенева.
С 1973 г. театр возглавляет Марк Захаров. С 1990 г. носит название «Ленком».