Недавно в столице Великобритании в международном культурном центре «Барбикан» прошли гастроли Московского драматического театра им. Пушкина, которые проводила киевский импресарио Оксана НЕМЧУК. «Театрал» записал интервью о закулисной стороне столь масштабного международного проекта.
– Оксана, 14 лет вы возили на гастроли спектакли «Современника», сейчас работаете с Театром им. Вахтангова и Театром им. Пушкина. В октябре в Лондоне состоятся гастроли Театра Наций. Хотелось бы поговорить о том, как год от года меняются условия для гастролей: вы ведь начинали в Киеве, теперь вашим плацдармом стала Европа. И, наверное, на фоне политических перемен всякий раз это риск?
– Во всяком случае, это непросто. И дело не только в политике…
Знакомство с Римасом началось со спектакля «Играем… Шиллера!», который в 2002 году я привезла в Украину в рамках гастролей театра «Современник». Киев, имея прекрасные театральные традиции, и сейчас очень внимателен к новым театральным формам, оригинальной авторской стилистики, а тогда – тем более. Да и не только Киев, я помню, как и в Москве зрители разделились на поклонников Римаса Туминаса и тех, кто не принял его режиссерский стиль.
– Зато сейчас на каждом спектакле – аншлаг…
– Тогда тоже было ясно, что пройдет немного времени и публика «распробует», оценит. За этим всегда интересно наблюдать. Позже на гастролях в Лондоне со спектаклем «Дядя Ваня» я наблюдала сложные и разные реакции. Зритель, пресса удивились, почему всё так сложно и что происходит с главными героями. А ответ был прост: Римас показал человеческую жизнь с высоким градусом проживания.
Потрясающие, многогранные работы актрис Марины Неёловой, Елены Яковлевой, а позже и Чулпан Хаматовой в «Играем… Шиллера!» украсили русскую театральную историю, а «Дядя Ваня» стал великим спектаклем начала века.
А вообще первые лондонские гастроли это был сложный проект, абсолютно для меня тяжелый, потому что в Великобритании я никого не знала, долго искала рабочую площадку, изучала множество тонкостей, оформляла бесчисленное количество бумаг… Но был азарт и желание исполнить давнюю мечту- гастроли театра «Современник» в Лондоне. И «Современник» с ошеломляющим успехом прошел в Вест-Энде, в театре имени Ноуэла Коварда. Помню, как сидела я в свой юбилей на монтировочной репетиции и думала, что если всё состоится, то это будет лучшим подарком в моей жизни.
В то время Римас Туминас выпустил в Театре им. Вахтангова «Дядю Ваню», и я поняла, что его тоже надо показать Лондону.
– Это был риск?
– Международные гастроли – всегда риск, потому что требуют серьезного финансирования, всегда нужна помощь спонсоров, но это другой вопрос. Даже когда эта помощь есть, от провала никто не застрахован – в особенности в Лондоне, одной из мировых театральных столиц.
Ни один продюсер не может приехать сюда и «трясти деньгами», чтобы потешить свои амбиции. Здесь так не принято. Важно изучать не только рынок, но и историю британского театра, понимать, кто здесь бывал до тебя, какие спектакли играли, на какой площадке и т.д.
В отношении «Дяди Вани» моя задача заключалась не в том, чтобы просто привезти Театр им. Вахтангова в Лондон, а в том, чтобы именно британцы пришли на русский театр. В этом вся разница. Я знаю, приблизительно, емкость рынка русскоговорящих зрителей, сколько можно сыграть спектаклей, как поднять кассу. Но британцы не будут платить такие деньги, какие платят русские, никогда. Поэтому даже в «Вест-Энде», имея возможность выстроить приличную ценовую политику, я на это не пошла. Я сделала билеты в том ценовом сегменте, к которому привык лондонский зритель.
И позже, когда мы пытались проанализировать состав аудитории, оказалось, что на «Дяде Ване» было примерно 30% англичан, то есть треть зала, что считается отличным показателем. А на «Евгении Онегине» в 2015 году эта цифра выросла, и англичане составили уже почти половину зала. Я тешу себя надеждой, что справляюсь с этой задачей.
– Чехов один из самых популярных драматургов в мире. Вероятно, успех «Дяди Вани» обусловлен в том числе и этим фактором?
– В Лондоне очень пестрый театральный рынок: там есть всё. Но если говорить про Вест-Энд, то они действительно привыкли к определенной традиции. Чехов там «свой» драматург. А главное, что это все-таки текстовой, актерский театр, не режиссерский. В основном у них по-прежнему главный человек в театре – это драматург. Потом идет артист, и, наконец, замыкает эту цепочку режиссер.
– Как раз как в любимой формуле Римаса Туминаса: «Не надо самоутверждаться, раскрой автора».
– Абсолютно верно, но все равно, я думаю, что российский театр и вообще театр постсоветского пространства, построен на крупных режиссерских индивидуальностях. В России главенствует режиссерский театра, что не скажешь о той же Британии. Москва и Санкт-Петербург богаты на режиссерские имена.
– А что было самое сложное в вашей продюсерской практике?
– Можно написать отдельную книгу о том, как я уговорила Галину Волчек поехать на гастроли в Киев. Тогдашний директор «Современника» Леонид Эрман просто заставлял меня на протяжении полугода ездить туда-обратно, за что ему безмерная благодарность. Я считаю, что он меня многому научил. Я стала разбираться в таких тонкостях театрального дела, о которых прежде (в своей актерской жизни) не подозревала.
И когда гастроли состоялись, стало ясно, что это были не просто гастроли: нам удалось воплотить давнюю мечту «Современника» приехать в Киев, ведь в советское время театр не бывал там ни разу.
– В те годы в Киев ездил преимущественно Театр Виктюка…
– Да, Романа Григорьевича в Украине всегда любили и любят. Все же имена Романа Виктюка и Андрия Жолдака принадлежат Украине в равной степени. Виктюк не только бывал на гастролях, но и поставил в театре русской драмы потрясающие, легендарные спектакли: «Дама без камелий» и «Священные чудовища». Очень красивые спектакли.
Наша киевская история с «Современником» продолжалась с 1998 по 2008 год. Но времена требовали перемен, и я решила попробовать поработать с международными продюсерскими компаниями, театрами и площадками. Так, до Лондона в моей практике импресарио появился Париж (спасибо Галине Борисовне, которая доверила мне сделать эти гастроли), затем были гастроли по Франции и лишь потом уже Великобритания.
Кстати, интересный штрих. Когда я решила везти театр в Англию, то ничего кроме красивого буклета к парижским гастролям «Современника» с потрясающими фотографиями Юрия Роста к «Вишнёвому саду» у меня не было. Буклет смотрелся солидно, но для британцев все это было чем-то непонятным. Ни знакомств, ни рекомендаций (что важно). И помог случай. Каким-то чудом меня приняла председатель театрального союза Лондона, которая была, к тому же, владелицей шести театров в Вест-Энде. Я рассказала ей о своем замысле…
– И встретили абсолютное понимание и поддержку?
– Я бы так не сказала. Она меня выслушала, да, но засомневалась в успехе идеи. «Понимаете, это маловероятно», – говорила она. Приводила доводы. И вдруг я, понимая, что ничего нам не светит, сказал в сердцах: «Знаете, я вам о таком великом театре рассказываю, что становиться перед вами на колени и выпрашивать площадку я не собираюсь. Нет – так нет».
Собралась уже уходить. И вдруг Ника мне говорит: «Нет, это мы перед тобой встанем на колени». Мгновенье и она, в самом деле, падает на колени. «Мы найдем тебе площадку». Я удивилась: «Вы, наверное, по профессии актриса? Потому что только актриса может выдать такое на переговорах».
И по сей день я остаюсь ей очень благодарной за помощь. Она помогла с контактами (в Лондоне без рекомендаций ты не сделаешь ничего) и вскоре площадка была найдена. Правда, здесь тоже возникли проблемы, поскольку для московских спектаклей нужны, как правило, глубокие сцены, а в Европе таких мало.
– Свежий пример: на гастролях Театра им. Вахтангова в Неаполе сценография «Маскарада» тоже едва уместилась в параметры местного театра.
– Вот и мы столкнулись с аналогичной проблемой. Примеривались к нескольким площадкам и смогли разместиться только в одном из театров знаменитого продюсера Сэра Камерона Макинтоша. Это именно этот человек, который в семидесятых годах стоял у истоков индустрии мюзиклов. Легендарный продюсер мюзиклов «Отверженные» (27 лет беспрерывных аншлагов в Вест-Энде), «Фантом оперы», «Оливер», «Кошки» (сейчас в его театре идет «Гамильтон»), предоставил нам возможность работы на легендарной сцене Театра имени Ноуэла Коварда, на которой играли Лоуренс Оливье, Джон Гилгуд, Джуди Дэнч, Ванесса Рэдгрэйв, Хэлен Миррен, Саймон Рассел Бэл и многие другие.
Раскачиваться было некогда: 10 ноября мы подписали договор, а 19 января (день моего рождения), мы зашли на первую монтировочную репетицию. Это значит, что в промежутках между этими датами у нас состоялась рекламная кампания, мы успели продать билеты и т.д. Сейчас вспоминаю об этом с содроганием, но этот проект я вынесла и выстояла. Физически, по крайней мере. А затем связи стали крепнуть. На нас обратили внимание спонсоры. И хочется сказать отдельное спасибо Роману Абрамовичу: его поддержка, его имя в афише и в прессе сыграло большую роль. Дело в том, что Роман Аркадьевич обещал проспонсировать гастроли «Современника» (и слово свое сдержал). И благодаря столь громкому имени на нас обратили внимание другие крупные игроки рынка. Произошло мощное слияние: тут и репертуар «Современника», и художественный стиль постановок («Круто маршрут», например, потряс англичан своим антисталинским высказыванием), и работа потрясающих артистов… Всё это открыло «Современник» британскому зрителю, британскому рынку, британским режиссерам, продюсерам. Они говорили: «Ничего себе, какой у них успех. Они могут собирать залы. Значит с ними нужно работать и считаться».
Посмотрите прессу об этих гастролях, и вы сами во всем убедитесь. На черном рынке билеты на «Современник» продавали по 360 фунтов. Были даже звонки в «Челси»: мол, нельзя ли достать билет? Но там отвечали, что уже всё продано. (Смеется.)
– После этого, надо полагать, вам уже ничего не страшно?
– Просто когда большой театральный проект проходит с успехом, это не остается незамеченным. Это открывает новые двери – несмотря на то, что конкуренция в Великобритании (в том числе и по части гастролей российского театра) достаточно велика.
Но чем британский рынок отличается от нашего? В нем больше культуры. К конкурентам здесь принято относиться с большим уважением. Я думаю, что всем нам, людям постсоветских стран, есть чему поучиться. Это не значит, что ты должен уступать и проигрывать конкурентам, но уходить от сплетен и интриг, – задача по истине нелегкая, требующая, порой, особой сдержанности. В Британии никакие деньги не помогут тебе заработать хорошую репутацию, поэтому нам еще надо научиться конкурировать.
– А нынешняя политическая ситуация как-то сказывается на проведении гастролей?
– Безусловно, театр затрагивает очень важные и сложные темы, тем самым оставаясь в беспрерывном культурном диалоге. Это одна из его миссий, – быть мостом для понимания. Но каких-то особых трудностей мы не ощущаем, разве что большую ответственность. Русский театр, его разнообразие, принадлежит мировому культурному ландшафту. Его ждут.
2019 год в Лондоне будет богат гастролями русского театра. В феврале на сцене «Барбикана» прошли гастроли Театра им. Пушкина со спектаклями Юрия Бутусова, Владимира Мирзоева и Сергея Землянского. А уже в октябре Лондон увидит легендарные «Рассказы Шукшина» Алвиса Херманиса и «Иванова» в прочтении Тимофея Кулябина.
– А в Киеве?
– Там сложнее. Украина переживает сложные и важные моменты своей истории. Кстати, несмотря, на сложную психологическую, прежде всего, ситуацию, несмотря на тяжелое положение, в котором оказалась Украина, у нас появляются сейчас очень интересные режиссерские имена: Стас Жирков, Иван Урывский, Тамара Трунова. Дима Богомазов, например, успешно стартовал в Театре Ивана Франко, как главный режиссер театра. И мне бы, конечно, хотелось устроить гастроли украинских режиссеров и театров в Европе. Я об этом много думаю. Мечтаю осуществить какой-то международный проект. Для этого, естественно, нужна добрая воля, большое желание, удача и финансы.
– В этом плане везти в Лондон «Современник» или Театр им. Вахтангова, наверное, легче?
– Теперь уже да, потому что сформировалась традиция. Устоялся бренд. Но, как показывает практика, нельзя держаться только за бренд, за медийные лица и т.д.
Театр меняется, зрители готовы к переменам, не меняется только главное: театр открывает человека человеку. Этим и живем.
Ниже — фотогалерея гастролей Театра им. Пушкина в Лондоне (5-9 февраля 2019 г.). Автор фото Валерий Яков