Переступив порог Театра Олега Табакова, зрители тянутся за телефонами. Не сделать здесь фото невозможно: от пола до потолка стены покрыты зеркалами самых разных размеров и форм.
Идея нового пространства Сцены на Сухаревской принадлежит художественному руководителю Владимиру Машкову. Смысл театра – во встрече человека с самим собой, своими эмоциями и страстями, считает худрук. Зеркало – метафора такой встречи. Проект воплотили в жизнь всего за полгода, хотя общая площадь зеркал – 2,5 тысячи квадратных метров.
Концепция интерьера базируется на системе Станиславского. Название каждого этажа соответствует тому или иному способу работы артиста над ролью: «Внимание», «Воображение» и «Чувство». По задумке Машкова, придя в театр, зритель проходит тот же самый путь, что и артист во время репетиций. Они все время движутся навстречу друг другу и встречаются в зале, где происходит «оценка» и «действие».
Мы находимся на этаже «Внимание». Это место так и дышит волшебством. Здесь и Зеркальный водопад, и Кристальное дерево, и Комната бесконечности – особая инсталляция, создающая иллюзию космического пространства. Побывать там можно только одному или вдвоем. На дверях – рыцари, как символ служения искусству.
По зеркальной лестнице, подсвеченной цветными светодиодами, поднимаемся на этаж «Воображение». Здесь каждый может дать волю фантазии. В помощь – витражи из цветного стекла ручной работы, созданные по мотивам рисунков нидерландского художника-графика Маурица Эшера, экспериментировавшего с сюжетами на тему нереальной архитектуры. А чтобы окончательно не оторваться от реальности, можно взглянуть в окно на оставленный за пределами зеркального театра мир. Там снаружи – автомобильная парковка и слякоть.
Еще один витраж изображает улочку, на которой приютилась старая «Табакерка». Это своеобразный «портал», связывающий Подвал на Чаплыгина с новой Сценой на Сухаревской. Арки и мосты – мотив соединения, преемственности.
Прямо над нами – этаж «Чувство». Здесь располагается Портретное фойе. В центре – портрет Олега Павловича Табакова в окружении бабочек. Бабочка – любимая метафора Табакова. Она символически изображает артиста, который, пройдя через метаморфозы, обретает крылья.
По задумке Машкова, фойе выполнено преимущественно из натуральных материалов – стекло, мрамор, сталь. Жизнь в это внешне холодное пространство вдыхают апельсиновые деревья.
Наконец мы попадаем в зрительный зал. На контрасте с Зеркальным фойе он кажется подчеркнуто простым и аскетичным. Плетеный вручную занавес выглядит, как чистый холст, на который вот-вот нанесут краски. Сегодня в театре выходной, однако работа идет полным ходом. На сцене устанавливают декорации к спектаклю «Матросская тишина»: восстановленная версия знаковой постановки Олега Табакова пополнила репертуар в этом сезоне. Роль Абрама Шварца, как и 30 лет назад, играет Владимир Машков.
– Я приближаюсь к возрасту своего любимого героя, – говорит артист. – Когда мы начинали репетировать, мне было 23 года: многие вещи были для меня непостижимы. Но прошло время. Как сказал философ, знания умножают печаль. Опыт дает о себе знать. Но самое важное остается неизменным – это радость жизни. Потому что это спектакль про бесконечную жизнь.
Сегодня история о беззаветной любви отца к сыну наполняется новыми смыслами: в ней и любовь Табакова к своим ученикам, и их поклон памяти учителя.
Подписывайтесь на официальный
в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.