Недетские игры. Как оживить марионетку — Театрал

В этом году Театр марионеток имени Евгения Деммени, первый в России государственный профессиональный кукольный театр, празднует свое 100-летие. Мы попросили ведущего артиста Аркадия МИРОХИНА рассказать о секретах одного из самых таинственных театральных искусств – кукловождения.
 

Кукла Маша, кукла Саша: какие бывают куклы 

Разновидностей кукол очень много. Есть перчаточная (или петрушечная) кукла, которая надевается на руку, есть планшетная (или паркетная), которая умеет ходить по сцене, есть приехавшая к нам из Польши и Чехии кукла на «потычках» (это кукла на палке, руки и ноги которой находятся в свободном движении). Есть гапитные и тростевые куклы, мимирующие и тантамарески. Но кукла-марионетка в этом ряду стоит на особом месте.

Чуткое руководство: что управляет куклой 

Марионетка управляется с помощью специального приспособления – ваги. В нашем театре используется вертикальная крестовая вага. Она состоит из вертикального стержня, к которому крепится спинная нить, подвижного коромысла, которое двигает ножки, и планки, с которой соединяются височные нити. Для каждого артиста вага изготавливается индивидуально, поскольку размер и диапазон работы кисти у всех разный.

Узелок завяжется: как проводить подвязку 

В любой кукле, даже в самой сложной, трюковой, всего три основные нитки – две височные и спинная. Все остальные – добавочные. Подвязку нужно начинать с височных. После закрепляется спинная, затем на коромысло добавляются ножки, а на планку – ручки. Для подвязки куклы используются вощеные нити. Покупаем их в военторге. Впрочем, в последнее время отдаем предпочтение леске: она прочнее. 

Полный вперед: как заставить марионетку двигаться 

Перед тем, как делать первые движения, начинающему артисту нужно прочувствовать планшет сцены. Для этого достаточно «попрыгать» куклой по полу. Лучше делать это перед зеркалом.  Вагу нужно ухватить поглубже: работать на кончиках пальцев гораздо сложнее. 

Начнем с простейшего движения. Это шаг. Для того чтобы кукла пошла, нужно медленно поднять и опустить ножку и сразу же натянуть спинную нить, чтобы зафиксировать движение. Ритм ходьбы нужно постепенно увеличивать, чтобы вся механика была заложена в руку артиста, и во время спектакля он управлял автоматически. 

Кукла может сесть, встать, наклониться, побежать, преодолеть  препятствие или взять в руки предмет. В интернете на эту тему много материалов, но методика вождения все-таки одна. Несколько лет назад мы записали ее в виде серии мастер-классов и выложили в YouTube. Технические нюансы можно узнать там. Отмечу только, что следует избегать одновременного движения всех сочленений куклы. Здесь все как в драме – минимум средств при максимальной выразительности.

Первая помощь: как защититься от травм 

В работе с куклой задействованы главным образом кисти, пальцы, локтевые и плечевые суставы. Они подвергаются наибольшей нагрузке, а потому находятся в зоне риска возникновения «профессиональных» заболеваний. Чтобы избежать неприятностей, начинать тренировки нужно с разминки. Чтобы спастись от мозолей, указательный и средний пальцы, которые больше всего работают на коромысле, я советую обматывать изолентой. 

От жонглирования к скороговоркам: как организовать репетиции 

Самое важное в нашей профессии – тренировка. Репетиции начинаются с самого утра. Сначала артисты разминаются, затем практикуются с куклой – ходят, бегают, преодолевают препятствия. Развитию координации и внимания здорово помогает жонглирование. В заключение – занятия по сценречи. Нужно разминать мышцы лица, распеваться, читать стихи и скороговорки. 

Голоса в голове: как правильно озвучивать куклу 

В институте нас учили, что голос артиста должен соответствовать маске персонажа. Но на самом деле я против такого подхода: из-за него пропадает ощущение реальности жизни, и возникает «кукольность». Поэтому ученикам всегда советую: говорите естественными голосами. Неслучайно учебные программы артистов-кукольников и артистом драмы совпадают почти полностью – с той лишь разницей, что наши студенты дополнительно изучают основы и технологии кукловождения. На мой взгляд, «кукольные» голоса – это дурной тон. Главное – понять своего персонажа, тогда нужный тембр родится сам собой.

Соблюдая дистанцию: как перемещаться с куклой

Если артист работает рядом с куклой, главное правило –
между ними должно быть пространство. Когда артист делает шаг, марионетка делает два-три.

Забирать на себя внимание аудитории артист может только в том случае, если между ним и куклой есть взаимосвязь. Но лучше к этому все же не прибегать, потому что человек в любом случае переиграет куклу. Гораздо интересней сделать так, чтобы она сама общалась со зрителем. Ведь в марионетке есть особая магия: она может просто стоять на сцене, ничего не делая, а эффект будет фантастический. 

Отличная форма: во что одеться 

Классический вариант для артиста-марионеточника – костюм черного или темно-синего цвета. Но на самом деле все зависит от режиссерского замысла. Например, когда мы делали «Чайку», артисты надевали белую одежду, чтобы куклы были хорошо видны на их фоне – как бы высвечены.  Часы и украшения придется снять (во время спектакля ничто не должно отвлекать внимание от куклы). Барышням нужно позаботиться еще и о том, чтобы на руках не было маникюра. Ах, да, и не надевайте головного убора: мы, марионеточники, люди суеверные – перед куклой всегда снимаем шляпу. 

Всё всерьез: как удержать внимание ребенка 

Принято считать, что театр кукол предназначен в первую очередь для детей. Это не совсем верно, но, так или иначе, дети – наши постоянные зрители. Как заслужить их доверие? Секрет очень прост: нужно относиться к ним серьезно. Это, кстати, касается не только кукольного, но и драматического и музыкального театра. Другое дело, что от некоторых коллизий взрослой жизни мы стараемся до поры до времени их оградить. Но сюсюкаться с детьми точно не стоит. Мы стремимся быть четными по отношению к таким особенным зрителям. И они это всегда чувствуют.

«Мам, мне страшно»: что делать, если ребенок испугался 

Некоторые дети боятся марионеток. Если ребенок заплакал, не нужно пытаться его перекричать, самое правильное – начать работать на полутонах, а еще лучше – остановиться. Как-то на одном нашем спектакле ребенок до слез испугался куклы Труффальдино. Все персонажи, которые в этот момент были на сцене, не сговариваясь повернулись в его сторону и долго на него смотрели. Как ни странно, ему это очень понравилось, и он успокоился. Очевидно, он почувствовал, что перед ним не куклы, а живые существа. 

Главный секрет: как сделать марионетку живой 

Желание и усердная работа. Другого рецепта, к сожалению, нет. Каждый новый персонаж требует новых усилий. Нужно быть настырным, все время тренироваться. Тогда приходит понимание, что от определенных движений можно отказаться, а другие наоборот неплохо бы добавить в свою «базу». Если руки будут натренированы, артист почувствует, как его энергия по нитям передается к персонажу. И тогда случится то, к чему все мы так стремимся – не артист-кукловод будет работать в пространстве сцены, а сама марионетка будет выбирать, как ей существовать и куда двигаться. 


Законы Деммени 
 
Еще в 30-е годы один из основателей первого профессионального театра кукол Евгений Деммени сформулировал основные законы вождения куклы-марионетки: 

— Движения марионетки должны быть точны, определены и ритмически увязаны с произносимым за нее текстом. 
— Движения должны быть схематичны, образны и не копировать движения живых существ, а лишь синтезировать их. 
— Движения марионетки должны чередоваться со спокойным ее состоянием. 
— Движения должны быть скупы, но предельно насыщенны. 
— Актер должен развивать в себе чувство глубины сцены (кукла не должна парить в воздухе или ходить на согнутых ногах). 
— Актер должен тщательно изучить куклу и понять ее возможности. 


Кукольный словарь 

— Вага – приспособление для управления куклой-марионеткой. 
— Коромысло – верхняя перекладина, приводящая в движение ноги куклы. 
— Планка – нижняя перекладина, которая держит голову куклы. 
Подвязка – процесс соединения куклы с вагой при помощи нитей или лески. 
— Тропа – место над сценой, откуда артист управляет куклой во время спектакля. 


Аркадий МИРОХИН

Образование: окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии в 1980 году.
Карьера: в Театре марионеток им. Евгения Деммени служит с 1983 года. Сыграл более 100 ролей в 50 спектаклях. Среди спектаклей текущего репертуара: «Сказки Оле Лукойе», «Гулливер в стране лилипутов», «Куклы и клоуны», «Любовь к трем апельсинам» и другие. Автор методики «Кукловождение марионетки».
Награды и звания: Лауреат премии «Золотой софит» за роль Панталоне в спектакле «Добрая Сказка о Злой Судьбе». Заслуженный артист России. 


Из истории Театра марионеток им. Деммени 

Санкт-Петербургский театр марионеток имени Евгения Деммени – первый в России государственный профессиональный театр кукол. Основан в 1918 году группой петроградских художников во главе с Любовью Шапориной-Яковлевой под названием Петроградский театр марионеток. Первое представление («Сказка о царе Салтане» Пушкина) дал 12 апреля 1919 года. В 1930 году объединился с Театром Петрушки Евгения Деммени под названием Ленинградский кукольный театр под руководством Деммени. Спустя несколько лет получил здание по адресу Невский проспект, 52. Здесь были поставлены первые в России кукольные спектакли по произведениям Сервантеса, Шекспира, Мольера, Свифта, Анатоля Франса, Пушкина, Гоголя, Чехова, Метерлинка.

В 1927 году на базе театра были созданы первые в стране курсы по подготовке профессиональных режиссеров, актеров и художников театра кукол. Во время войны театр продолжал работу, пока в январе 1942 года не были отключены свет и вода. Никто из артистов, ушедших на фронт, не вернулся; из оставшихся многие погибли во время блокады. После войны театр возродился. Деммени руководил им около полувека. В настоящее время в спектаклях используются практически все виды кукол. Театр хранит уникальную кукольную коллекцию, которая ведет свою историю с 1920-х годов. 

Без рубрики
.