Если вы думаете, что Моне от Мане отличается только буквой, самое время идти в музей. Может ли искусство быть доступно дилетанту? Мастер-класс ведет заведующая отделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. Пушкина Сурия САДЕКОВА.
– Надо ли готовиться к выставке по книгам и интернету?
– Современная выставка строится таким образом, чтобы посетитель не тратил время на самостоятельное освоение темы – всю необходимую информацию ему дадут в музее. Каждая выставка сопровождается специальной образовательной программой, включающей лекции, концерты, творческие встречи, круглые столы и спектакли. Цель программы – ввести зрителя в исторический контекст, поскольку любое явление искусства неразрывно связано с эпохой. Например, работая над программой к выставке немецкого художника Лукаса Кранаха, я стремилась сделать акцент на истории Германии эпохи Реформации (Кранах был идеологом этого направления, пропагандировал новое протестантское искусство). Таким образом, образовательная программа помогает глубже проникнуть в сюжет выставки, раздвинуть ее границы.
– Как правильно смотреть экспозицию?
– Выставка существует по законам драматургии: у нее есть начало, основная часть и финал. В этом она, кстати, сродни спектаклю. Искусствоведы старой гвардии утверждают, что каждое произведение искусства самодостаточно: можно выставить несколько шедевров или даже один, и проект будет считаться состоявшимся. Что ж, безусловно, шедевры имеют огромное значение, но все-таки каждая выставка должна рассказывать историю, и, если у куратора нет идеи, его работа обречена на провал. Когда зритель не может нащупать внятного сюжета, он теряется и начинает бесцельно бродить от картины к картине. Все, что он может, это насладиться – но не понять. Поэтому каждый куратор, прежде всего, задается вопросом: что я хочу сказать? Как композитор создает музыкальное произведение при помощи семи нот, так и куратор строит экспозицию при помощи произведений искусства. Смотреть такую выставку гораздо легче, чем разрозненный набор высококлассных произведений. Для зрителей рекомендация здесь только одна: следуйте за куратором. Кстати, каждая выставка в ГМИИ открывается кураторской лекцией, на которой сам автор экспозиции рассказывает, какую мысль он в нее вкладывал.
– Стоит ли ходить на экскурсии?
– Экскурсии, как и лекции, помогают погрузиться в контекст. Можно остановиться на опциях экскурсионного бюро, однако в идеале стоит посетить кураторскую экскурсию – это возможность услышать рассказ от человека, глубоко проработавшего весь связанный с выставкой материал.
– Зачем нужен аудиогид?
– Преимущество аудиогида состоит в том, что текст для него пишет куратор. По сути, аудиогид – это аналог кураторский экскурсии, поскольку знания вам дает первоисточник. Минус в том, что аудиогид все-таки остается гаджетом: вы получаете исчерпывающую информацию, но лишаетесь живого общения и возможности задать вопрос.
– Нужно ли изучать историю искусств, чтобы понимать выставки?
– Это не лишнее. Двухгодичный курс истории искусств предлагает музейный лекторий, построенный по принципу классического университетского образования. Абонементы продаются в конце июля – начале августа. Занятия проходят раз в неделю. Курс дает разностороннее системное образование.
– Как спланировать визит в музей?
– Музей открыт ежедневно до восьми вечера (кроме понедельников), а по четвергам работает до девяти. Билеты на выставку можно приобрести в кассах (в день посещения) или на официальном сайте pushkinmuseum.art. Некоторые выставки можно посетить по входному билету на основную экспозицию, на другие действуют отдельные билеты.
– Как не разориться?
– Практически в каждом музее существуют дни бесплатного посещения. В ГМИИ это каждый вторник и первое воскресенье месяца (для многодетных семей) и каждая среда и второе воскресенье месяца (для студентов и детей до 18 лет). Дети до 16 лет и льготные группы посетителей всегда могут пройти бесплатно.
– Как избежать очередей?
– Как правило, очереди возникают в последние дни работы выставки, поэтому лучше планировать визит заранее. Можно также купить билет онлайн: он дает возможность войти через отдельный вход. Чуть более дорогой, но не менее действенный способ – стать другом музея. Программа лояльности «Друзья Пушкинского» – вовсе не привилегия состоятельных людей: она предполагает разные уровни финансового участия. Есть и достаточно бюджетные варианты, рассчитанные на молодежь. В их числе покупка годового абонемента. Карточка дает возможность пройти бесплатно и без очереди. Кроме того, вы получаете различные бонусы в виде кураторских экскурсий и прочего. Если ходить в музей регулярно, абонемент быстро окупается.
– С какого возраста в музей можно брать ребенка?
– Чем раньше, тем лучше. Одно время у нас даже работала пилотная программа для беременных: уже в утробе матери малыш получал свою порцию музейной жизни. Если приобщать ребенка к культуре с ранних лет, музей станет для него частью обычной жизни. Тем, кто все же опасается, что малыш заскучает, поможет экскурсионное бюро. Экскурсии для детей имеют градацию по возрасту и проводятся в интерактивном формате – с элементами игры и живого участия (рисование, разгадывание кроссвордов). Это помогает лучше усвоить материал. Кроме того, при музее работает центр эстетического воспитания «Мусейон». Он дает ребенку невероятно богатое образование в области искусства. Среди выпускников «Мусейона» – специалисты в самых разных областях: это и политики, и физики, и дипломаты, и издатели, и актеры. Конечно, эти люди становятся частью музея на всю оставшуюся жизнь, приводят сюда своих детей и внуков, но главная цель «Мусейона» все-таки заключается не в воспитании аудитории, а в том, чтобы научить человека самостоятельно мыслить.
Топ-3 выставок марта в ГМИИ им. Пушкина:
Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и современники. Из Музея и Королевского парка Каподимонте и ГМИИ им. Пушкина. 1 февраля – 31 марта. Главное здание.
Афишемания. Франццузская реклама конца XIX – начала XX века из собрания ГМИИ им. Пушкина. 21 февраля – 21 апреля. Галерея искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков.
Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа. 5 марта – 19 мая. Главное здание.
Сурия САДЕКОВА
Образование: окончила Московский архитектурный институт (1993), Французский университетский колледж при МГУ им. Ломоносова (1994), Университет Paris X – диссертация в области социальной истории (1996).
Карьера: корреспондент отдела «Культура» газеты «Коммерсант» в Париже (2003-2014), в настоящее время – заведующая отделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. Пушкина.
Куратор выставок: «Хаим Сутин. Ретроспектива» (2017), «Анатомия кубизма» (2018), «Арабески. Восток-Запад» (готовится).
Подписывайтесь на официальный
в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.