МХАТ имени Горького опыта. Часть труппы требует вернуть Татьяну Доронину — Театрал

Часть труппы МХАТа им. Горького вновь выразила недовольство сложившимся в театре положением. Напомним, в декабре прошлого года во МХАТ, тридцать лет возглавляемый народной артисткой СССР Татьяной Дорониной, пришло новое руководство в лице директора – художественного руководителя Эдуарда Боякова и его замов – Сергея Пускепалиса и Захара Прилепина. Сама Доронина была назначена президентом театра, правда, как утверждают артисты, ее полномочия «остались только на бумаге», по факту же бывший худрук отстранена от дел.

Об этом в среду, 28 августа, на пресс-конференции в «Московском комсомольце» заявила группа артистов, которая в доронинском МХАТе играла ведущие роли – Лидия Матасова, Андрей Чубченко, Александр Титоренко, Юлия Зыкова, Александр Наумов.

Они выразили недовольство нынешней творческой политикой театра и, в частности, художественным уровнем новой драмы, которую Эдуард Бояков обозначил как одно из приоритетных направлений репертуара. Речь шла о пьесе Ивана Крепостного «Последний герой». Артистов возмутило, что в первоначальном варианте (впоследствии адаптированном) пьеса содержала нецензурные слова, сцены с обнаженной натурой, а также близкое соседство молитвы и описания физиологического процесса.

– Этот отрывок, видимо, свидетельствует о том, что человек в страшной ситуации уверовал в бога, но для православного человека это оскорбление, – заявила актриса  Юлия Зыкова, процитировав эпизод.

По мнению собравшихся, в театре упала и посещаемость (в письме, которое ранее разослал СМИ Эдуард Бояков, указывалось обратное).

Другим камнем преткновения стал организованный Бояковым переход на систему срочных трудовых договоров. Порядка трех десятков человек отказались от таких условий (при Дорониной все работали по бессрочным договорам). В итоге, артистов, выразивших протест, не уволили, но заменяя другими составами. «Если нас сократят, мы обратимся в суд», – пообещали артисты, уже успевшие написать жалобу в прокуратуру и инспекцию по труду.

Своих коллег, заключивших контракты с Бояковым, они, однако, «не осуждают», поскольку, по их мнению, те согласились на договор из личных, преимущественно экономических, а не творческих соображений.

На вопрос журналистов, в чем же заключается основное требование недовольных, – они ответили, что просят Эдуарда Боякова «выполнить данные обещания» и положения нового Устава, согласно которым Татьяна Доронина могла бы принимать художественные решения и возглавлять художественный совет. Сама 85-летняя Доронина, по их словам, сейчас находится в санатории. Артисты неоднократно просили ее высказаться (с момента смены руководства она не дала ни одного комментария), однако считают, что «после такого удара и унижения у Татьяны Васильевны нет сил для борьбы»: начиная с 4 декабря бывший худрук ждала, когда к ней придут обсудить художественную программу, однако этого не произошло.

Артисты также утверждают, что сами они в связи со своими высказываниями не могут прийти на сбор труппы, куда их не пускают, называя «доронинскими маргиналами».

Напомним, что в конце прошлого сезона артисты записали видео-обращение президенту страны с просьбой разобраться в ситуации, а также направили ему «восемь личных писем», которые, по словам бывшего завлита театра Галины Орехановой, «перехватывали деятели Министерства культуры». На вопрос корреспондента, как Министерство культуры могло «перехватывать» пакеты, направленные в Администрацию президента, представители МХАТа ответили, что оттуда письма отправлялись в Минкульт. Вопрос остался до конца не проясненным.

Галина Ореханова считает, что ситуация выходит за рамки сугубо театрального конфликта и касается уже всей национальной политики в целом. Также на пресс-конференции прозвучала идея позвать на спектакль Владимира Путина.

Ранее «Театрал» публиковал письмо Эдуарда Боякова, который прокомментировал конфликт еще в самом его начале.


Своими словами

Лидия Матасова, актриса:

– Все эти действия (снятие Дорониной с поста директора и худрука – «Т») были произведены за полгода до окончания с Татьяной Васильевной трудового договора. Сначала мы думали, что она дала согласие – так нам говорили. Но так как она была вызвана в Министерство к часу дня, а завершилось все в 11 вечера (уже в театре), то появилось основание думать, что ее уговаривали. Она сама об этом рассказала. Ее убедили в том, что она будет осуществлять творческое руководство, а в Устав будут внесены изменения. Но оказалось, что никаких полномочий у нее теперь нет: она может давать советы, к которым могут прислушиваться или не прислушиваться.

Потом началось уничтожение коллектива: труппе было предложено перейти на срочные трудовые договоры. Половина отказалась. Эдуард Владиславович сказал, что все, кто не согласен, будут сокращены. На сегодняшний день из коллектива и цехов было уволено более 70 человек.

Татьяна Васильевна единожды разговаривала с Эдуардом Владиславовичем в мае, просила его не трогать спектакль «Три сестры» Немировича-Данченко (она является режиссером по восстановлению), но он назначил на каждую роль три состава молодых артистов.

Мы не выступаем против Боякова, мы просто хотим, чтобы были выполнены обязательства Министерства культуры, по которым Бояков являлся бы менеджером в помощь Татьяне Васильевне. Речь шла об этом, а не о том, чтобы стать вместо нее руководителем, унизить ее и оскорбить, довести до того, что с 26 января она не показывается в театре. 

Андрей Чубченко, актер:

– Мы воспитаны Татьяной Васильевной как законопослушные граждане, настроенные на патриотизм и православие. То же самое пропагандировал и Эдуард Бояков, поэтому мы отнеслись к этому с полным доверием, понимая, к тому же, что Татьяна Васильевна будет президентом театра, будет руководить худсоветом.

С Татьяной Васильевной поступили подло и несправедливо. Ее полностью отстранили от руководства, это было сделано сознательно.

Сложилось общественное мнение, что театр окопался и существует автономно. Но МХАТ сохранил самое востребованное в стране – патриотизм и классический театр, когда человек идет на Островского и видит Островского, а не спектакль в современных костюмах.

Юлия Зыкова, актриса:

–  Бояковым было представлено несколько платформ – патриотизм, православие, традиция и новая драма. Это были равноценные позиции. Но постановка «Последний герой», я считаю, невозможна во МХАТе им. Горького. Эдуард Владиславович позиционирует себя, как человек воцерковленный, стало быть, есть вещи и темы, совершенно недопустимые. В православной молитве «Отче наш…» есть слова: «Да святится Имя Твое», никак иначе они не могут произноситься. А в спектакле «Последний герой» персонаж позволяет себе говорить после этого [грубая фраза]. В зале смех, но для православных это оскорбление.

Александр Титоренко, актер:

– Чтобы была понятна требовательность Татьяны Васильевны: однажды она уволила актера только потому, что он позволил себе застегнуть на сцене ширинку. Даже этого не должен позволять себе артист на сцене МХАТа! 

По поводу «Последнего героя» – сомневаюсь, что Татьяна Васильевна вообще открывала пьесу. Нас воспитывали на высоких материалах, на достойных авторах – и вдруг вот это. Там предполагались голые женские тела! Наши актрисы восстали.

Также нам сказали, что не всех пустят на сбор труппы. Мы не уволены, но мы туда не попадем. Как сказал Бояков, мы «неликвидны» и «не хотим работать». Также он сказал, что попросит юристов Министерства культуры «избавиться от балласта», то есть он нас, не подписавшихся. Но Татьяна Васильевна перевела всю труппу на бессрочный договор, поэтому теперь ему трудно нас уволить.

Галина Ореханова, бывший завлит МХАТа:

– Унизить и оскорбить символ русской культуры – это акция непростительная и не безобидная. Начав как гениальная актриса, Татьяна Васильевна приняла на себя борьбу за истинный МХАТ Станиславского в тяжелый период падения культуры Советского Союза. Мое поколение – свидетель великой театральной жизни СССР, когда МХАТ заставил поклониться себе весь мир.Театр воспитан в величайших традициях патриотизма. Но ни одна личность Министерства культуры с 4 декабря не произнесла слово «духовность»!
 
«Театрал» готов предоставить слово всем заинтересованным сторонам.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

Без рубрики
.