Весной Театр им. Ленсовета выбрал своим художественным руководителем актрису Ларису Луппиан, которая заняла этот пост после того, как в марте 2018 года труппу покинул режиссер Юрий Бутусов. Мы поговорили с директором Театра им. Ленсовета Валерием ГРАДКОВСКИМ о том, как коллектив ищет новые пути развития.
– Валерий Борисович, я знаю, что в планах у вашего театра – сотрудничество с Константином Богомоловым, Евгением Марчелли, Евгением Писаревым, Александром Молочниковым и другими интересными режиссёрами.
– Да, у нас сейчас идут с ними переговоры на сезон 2020 и 2021 годов. Есть уже принципиальная договоренность, мы определили сроки. Константин Юрьевич, например, начнет в январе 2020 года, а премьеру мы сыграем в апреле. Название пока не скажу – есть несколько вариантов. Что касается Александра Молочникова, то он в следующем году выпустит у нас чеховского «Платонова».
– Период в театре сейчас, конечно, не самый простой, и эти полтора сезона с того момента, как ушел Юрий Бутусов, стали для коллектива, наверное, настоящим экзаменом на прочность.
– У нас вообще очень сплоченный коллектив. Сила позитивной энергии большая. Потому что до определенного времени труппа на три четверти состояла из учеников Игоря Владимирова (недавно мы отметили его столетний юбилей). Игорь Петрович посвятил Театру Ленсовета 40 лет своей жизни, выпустил на базе театра 7 актерских курсов в нашей театральной академии, а потом эстафету подхватил Владислав Пази и тоже сделал очень многое для того, чтобы в труппе были артисты «одной группы крови». Так же много сделал для коллектива и Юрий Бутусов, который продвинул его на уровень одного из самых интересных театров в современном искусстве. А когда людей объединяет творчество, интриги отступают.
– Я не знаю, конечно, какие настроения сейчас в труппе, но насколько могу судить, театр стороной обошли конфликты и распри…
– Во многом это происходит потому, что нам всем очень дорог наш театр. В нем всё подчинено творческому поиску. У каждого есть право предлагать свои идеи. У каждого есть возможность творческой реализации. Мы очень дорожим этой атмосферой и оберегаем ее. Поэтому в трудных ситуациях срабатывают механизмы защиты от всего того, что может ее погубить. Театр существовал до нас, театр будет существовать после нас, и наша задача состоит в том, чтобы тот период, в который нам посчастливилось служить в нем, остался достойной страницей его истории.
– Получается, вы говорите о том, что на вас театр не заканчивается, и вы не вправе его слишком реформировать.
– Мы не только обязаны реформировать и развивать его, но и соответствовать тому уровню, который был задан предшественниками.
– Да. Это ваш крест.
– Почему крест? Это наша почетная миссия. Не всем выпадает счастье быть «соделателем» истории великого театра.
– В современном театре смещаются акценты, появляется множество новых обстоятельств. И потому поиск нового худрука – задача, похоже, сложнейшая.
– Мы в такую ситуацию попали уже во второй раз. Первый раз это случилось после того, как в мае 2006 года ушел из жизни Владислав Пази, и в последующие два года художественную линию театра определял худсовет театра. Считается, что худсоветы – пережиток советского прошлого, но для нас этот опыт оказался достаточно полезным. Прошлой весной, после ухода Бутусова, мы вновь обратились к руководству города: попросили не торопиться с назначением художественного руководителя, а дать возможность коллективу самостоятельно определить для себя человека «с той группой крови», который бы соответствовал нашему театру. Ни того человека, который пришел бы делать себе имя на успешном бренде, а того, кто пришел бы служить театру и продолжать те традиции, которые в нем уже живут на протяжении 85 лет.
Я не могу сказать, что интриг не было. Интриги в театре – вещь обычная. Очень многие хотели бы занять кресло художественного руководителя, но чтобы продолжать традиции театра, его надо знать и чувствовать. Важно не административное решение, не административный ресурс, а то, чтобы тебя этим лидером признали. И желательно не только зрители или критики, но и самое главное – большая часть труппы (а у нас в труппе 69 человек).
Так что вы правильно заметили, это вопрос непростой, и я благодарен руководству города, что они нас услышали… Я думаю, они за нас спокойны, поскольку и на нынешнем этапе театр показывает хорошие результаты своей деятельности. В этом сезоне мы выпустили пять премьер. Это «Русская матрица» по мотивам отечественной мифологии в постановке Андрея Прикотенко; «Следы материнских морей» по повести Марины Цветаевой (режиссер Екатерина Максимова); «Библейская история» (Мария Романова); «Фальшивая нота» по пьесе Дидье Карона (Владимир Петров); спектакль «Посох, палка и палач» по пьесе Эльфриды Елинек (Илья Мощицкий). Кроме того, приняли участие в целом ряде фестивалей.
– И все же, когда ушел Юрий Бутусов, какие были ваши первые действия? С чего вы решили начать?
– Я собрал художественный совет. Его у нас возглавляет народная артистка России Лариса Луппиан. Мы предложили членам худсовета назвать свои кандидатуры на должность главного режиссёра. Прозвучало шесть имен режиссеров, пять из которых согласились к сотрудничеству в качестве режиссеров-постановщиков. Некоторые из них у нас уже поставили свои спектакли, а некоторые еще только готовятся.
Поэтому нужен человек, который будет заниматься организацией творческого процесса. Мы возложили эти обязанности на Ларису Луппиан. Я не исключаю, что на этот период будет найдена какая-то новая модель управления театром. Его история содержит самые разные страницы, и все они по-своему интересны. Были разные модели управления. Тот период, который мы прожили в последние шесть лет, сотрудничая с Юрием Бутусовым, безусловно одна из интересных страниц истории Театра им. Ленсовета. Но театр не стоит на месте. Он меняется. Он ловит новое дыхание жизни. Он ждет новых интересных режиссеров. Он хочет говорить на разных языках и чувствовать интонацию времени. Это живой естественный процесс. Спектакли, как люди: рождаются, становятся на ноги, крепнут, стареют и умирают. И этот процесс тоже неизбежен: мы не можем законсервировать свой репертуар. Спектакли должны быть созвучны времени и актуальны. Внутри спектакля должна жить атмосфера творческого азарта.
– Вы говорите, что, приглашая режиссеров на постановки, для вас немаловажно, насколько тот или иной человек соответствует вашему театру…
– Да, и потому, прежде чем остановиться на конкретном названии новой постановки, мы просим режиссеров, с которыми хотим работать, внимательно отнестись к индивидуальности каждого актера. Ведь от правильного и точного распределения ролей зависит половина успеха будущего спектакля. До того, как приступить к репетициям, режиссеры не один раз приезжают к нам, чтобы поближе познакомится с труппой, походить на разные спектакли и увидеть артистов в разных спектаклях. Сейчас Константин Богомолов, готовясь к своей постановке в нашем театре, отсмотрел значительную часть репертуара для того, чтобы предложить название своего будущего спектакля. Евгений Марчелли и Евгений Писарев хорошо знают труппу, встречаясь с ней в театрах, которыми они руководят, когда мы бываем там на гастролях.
Так что здесь включается и эмоциональная память. Они уже видят, что предложить в зависимости от того, есть ли в труппе артист, который может подойти на ту или иную роль.
– Кстати, многое ведь еще зависит от стоимости билетов. Как вы определяете ценовую политику?
– Не скажу, что у нас самые низкие цены в городе. Но подход очень адресный. Иными словами, если мы видим, что потенциальная аудитория этого спектакля – люди с определенным достатком и художественная ценность спектакля такова, что он не может быть на уровне кинофильма, то цена устанавливается чуть выше средней.
При этом, конечно, у нас широкая палитра цен. Как и во всех театрах, в Театре Ленсовета действует принцип, чтобы определенная часть зрительного зала была доступна для тех людей, которые не могут платить большие деньги. К тому же мы участвуем в городских акциях…
– Это когда билеты продаются за полцены?
– Да. Но цена здесь – не главное. Главное – это освящение события, к которому приурочена эта акция. Это создает дополнительный интерес зрителя и привлекает его внимание к театру.
Также у нас есть абонементы, которые пользуются популярностью у молодёжи. В них мы включаем спектакли разных эстетических направлений, что даёт возможность зрителям полнее познакомиться с репертуаром театра. Стоимость абонемента невысокая. Для зрителя посещение каждого спектакля получается дешевле, чем если бы он покупал билеты на каждый из спектаклей по отдельности.
Иными словами, наша задача оживлять интерес к театру не только за счет наших художественных достижений, но и благодаря искусству менеджмента. А именно: правильно представить спектакль, правильно привлечь к нему интерес. У нас целый отдел занимается позиционированием театра.
И здесь важно найти те ключи, которые подходят к разным сегментам аудитории. К молодежи – это один ключ, к более взрослым людям – другой. Это нельзя сделать какой-то одной формулой, иначе всё было бы слишком просто. Недаром в нашей академии есть факультет, на котором готовят продюсеров. Это своего рода искусство правильных менеджерских решений, искусство продаж.
Хочу добавить, что моя политика состоит в том, чтобы собирать вокруг театра грамотных специалистов, искусно владеющих своей профессией. Но помимо своего профессионализма они должны быть «одной группы крови» и очень любить наш театр.
Справка
Валерий Градковский
Родился: 29 октября 1963 г. в Ленинграде
Образование: в 1983 г. окончил музыкальное училище при Консерватории им. Римского-Корсакова, учился в Консерватории. В 1994 г. окончил ЛГИТМиК, театроведческий факультет, по специальности «Организация и планирование театрального дела»
Театральная карьера: работал главным администратором Государственной академической Капеллы. В Театре им. Ленсовета – с 1989 г. Работал в должности главного администратора, затем замдиректора и директора-распорядителя. С 2006 г. – директор театра
Заслуженный работник культуры РФ.
Подписывайтесь на официальный
в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.