В новейшей истории крайне мало примеров, чтобы юбилей театра нашел поддержку на самом верху. Как сообщал «Театрал», на портале правовой информации Президента РФ опубликован Указ, в соответствии с которым Правительству РФ в шестимесячный срок требуется создать оргкомитет по подготовке к столетнему юбилею Театра им. Вахтангова, а также «обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий».
Как удалось заручиться поддержкой президента? На этот вопрос «Театрал» попросил ответить директора Театра им. Вахтангова Кирилла КРОКА.
– Естественно, прежде чем получить такую поддержку, мы занимались подготовкой целый год. И ставили перед собой задачу, что юбилей Театра им. Вахтангова должен подкрепляться Указом высшей государственной власти – президента. Хотя некоторые чиновники в ходе обсуждения и подготовки всех необходимых документов пытались нас отговорить от этой затеи, ссылаясь на то, что театру будет достаточно и Постановления Правительства.
Один из пунктов их аргументации меня потрясал своей безапелляционностью: мол, в 2019-2023 годах празднуется столетие многих крупных федеральных учреждений культуры (связано это с тем, что в 1919-1923 годах бывшие императорские музеи, театры, библиотеки и т.д. были национализированы), не подкреплять же это Указом Президента? А я считаю наоборот. Указ… что в этом страшного и что в этом плохого? Эти учреждения по-прежнему определяют культурную карту страны. Их знают во всем мире – ими гордится наша страна. И Указы президента к их столетию стали бы мощнейшим «инструментом» развития…
Тогда мне приводили другой пример, что, дескать, БДТ уже отметил свое столетие и не просил подобного Указа. Но я ссылался на то, что у Театра им. Вахтангова – совершенно особый путь, ведь вся его история – это открытие новых страниц в искусстве. Термин «фантастический реализм» сложился именно на наших подмостках благодаря ученику Станиславского, что дало сильнейший толчок не только вахтанговскому коллективу, но и всему отечественному театральному искусству. И дальше коллектив, несмотря на потерю своего художественного лидера, несмотря на гражданскую войну, голод и разруху, сохранял и развивал свой уникальный опыт. Долгие годы театром руководил великий ученик Вахтангова – Рубен Симонов, затем его сын Евгений Симонов и после них – Михаил Александрович Ульянов. Это всё яркие вехи в истории, когда случались великие спектакли, рождались великие имена, рождалось целое театральное направление.
Поэтому Театр им. Вахтангова, я считаю, достоин, чтобы его вековой юбилей отмечался на государственном уровне Указом президента. Безусловно, мы написали огромную программу, которая уже частично реализуется. Она состоит из 20-ти листов, там несколько разделов: от разделов, скажем так, материальных (техническое переоснащение исторической сцены) до мирового турне Театра им. Вахтангова. И, кстати, наши ближайшие гастроли в Париже, которые стартуют 21 сентября, открываются под эгидой 100-летия.
В ближайшие два года нас ждут на гастролях в США, в Англии, в Германии, в Израиле, в Прибалтике и так далее. У нас огромная программа, причем не только зарубежная, но и внутри страны. Помимо показа спектаклей в российских регионах будут даваться мастер-классы, проходить лаборатории, адресованные местным актерам и режиссерам, студентам и любителям театрального искусства.
В каждом городе России, где будет гастролировать театр, мы проведем прослушивание молодых людей (от студентов третьих-четвертых курсов до профессиональных артистов в возрасте до 35 лет). А по итогам прослушиваний несколько человек будут приглашены в труппу Театра им. Вахтангова. С ними будут заключены контракты на три года, а дальше – жизнь покажет. Но, безусловно, всё зависит от их таланта.
Также мы задумали и уже начали частично реализовывать интерактивный проект «Прогулка с Вахтанговым. Путь к «Принцессе Турандот», экскурсия по Москве… Обновим и запустим новый сайт, который будет своего рода ноу-хау (во всяком случае, я думаю, что в театральном мире такого сайта пока еще нет) и он, по нашим планам, должен стать одним из мощнейших информационных ресурсов.
Конечно, продолжим издание книг, связанных с историей Театра им. Вахтангова (сейчас, например Владислав Иванов и Анна Бруссер готовят двухтомное издание раритетных, уникальных, никогда ранее не публиковавшихся материалов из личных архивов прямых учеников Вахтангова).
В юбилейном сезоне Римас Туминас представит огромную программу премьер. Пока секреты раскрывать не буду – он объявит ее отдельно на сборе труппы, но одна из интереснейших вещей, которую мы задумали, – документальный спектакль, посвященный Леопольду Сулержицкому. Этот сподвижник Станиславского сыграл ключевую роль в жизни Вахтангова и, конечно, в судьбе нашего театра, но долгие годы оставался в тени. Мы хотим восполнить этот исторический пробел, эту историческую несправедливость и публично, через века признаться в любви к этому человеку.
Не оставляем мы и надежды создать во Владикавказе, в историческом доме, где прошли детство и юность Евгения Вахтангова, культурный центр, который будет существовать под эгидой нашего театра. Однако решение этого вопроса зависит во многом от местных властей.