Сниматься Раиса Рязанова начала на втором курсе ГИТИСа и сразу — в главной роли (фильм «Гуля Королёва»). Но широко известной актриса стала после выхода на экраны картины «Москва слезам не верит». Сейчас на её счету 220 фильмов, в том числе и два американских — «Русский дом» с Шоном Коннери и «Три августовских дня». На театральной сцене стала играть не так давно, однако и здесь, конечно же, завоевала зрительскую любовь.
Александр Мохов, режиссёр
— Я знал Раису Рязанову по фильмам. Очень мне нравилась её Тося в картине «Москва слезам не верит», но знакомы мы всего шестнадцать лет. Почему я точно помню эту цифру, потому что уже шестнадцатый год в Театре Табакова идёт спектакль «Кукла для невесты». Я подошёл к ней тогда с просьбой: «Раиса Ивановна, я собираюсь ставить спектакль, очень хотел бы, чтобы вы в нём сыграли». Ответ меня удивил: «Саша, а у меня опыта театрального нет вообще».
Тем не менее согласилась, и я получил самую послушную ученицу, о которой можно только мечтать. Она внимательно меня слушала, выполняла всё, что я ей говорил, очень переживала, если забывала что-то из моих замечаний. Как-то на репетициях подходит ко мне: «Ну, ты же опять будешь ругать». Я её стал успокаивать: «Раиса Ивановна, это же от любви. Гораздо хуже, если режиссёр никаких замечаний не делает». Ближе к премьере призналась: «Ты всё правильно делаешь, мне так легче, я понимаю, куда мне надо двигаться, как развиваться».
Потом я поставил с ней ещё «Авантюристов поневоле». С этими спектаклями мы много гастролируем. Стоит ей только появиться на сцене, как зрители аплодируют. Раиса Ивановна до мозга костей артистка, по природе своей очень органична. Она человек команды.
Она трепетно ко всем нам относится. Для кого-то она старшая сестра, кому-то подружка, а для меня и моей жены она мамка. Вот сейчас будем праздновать юбилей, а она как девочка стремительна, подвижна, энергична. Годы над ней не властны. Она молода и восхитительна.
Кристина Бабушкина, актриса МХТ им. Чехова:
— Мы познакомились на репетициях спектакля «Кукла для невесты», в котором играем мать и дочь. Раиса Ивановна обладает абсолютным музыкальным слухом, она певунья. Перед спектаклем, когда она вместе с нами поёт какую-нибудь русскую народную песню, весь театр сбегается послушать. В финале она появляется в свадебном платье. Я на неё смотрю и не понимаю, что за слёзы текут из моих глаз: то ли это по спектаклю, то ли я очарована невестой.
С этим спектаклем были мы как-то в Черемхово. Я эти места хорошо знаю, сама из Иркутска. Ну и обмолвилась, что тут недалеко Байкал. Раиса Ивановна как услышала, так сразу и начала переживать: «Ой, удастся ли мне ещё побывать на Байкале? Увижу ли я его?» Я попросила брата свозить нас. По дороге заехали на рынок. Продавцы сбежались. Каждый предлагает попробовать, пощупать, примерить. Ближе к вечеру я напомнила, что кто-то хотел Байкал посмотреть. Вышла она с рынка с кулём омуля, бусами, сибирскими самоцветами, мехами. Целый чемодан подарков домой увезла. Любят её люди, а Байкал остался мечтой.
С наступлением весны у неё начинается посевная. Приезжает в театр загорелая. Я над ней подтруниваю: «Раиса Ивановна, не иначе, как на Мальдивах побывали?» Она смеётся: «А то, как же! На даче вышла, рукава засучила, направо Мальдивы, налево – Бали – вот тебе и загар».
Она изумительно вкусные заготовки на зиму делает. Мы ей советовали свой бизнес открыть, а она нас балует, но с одним условием: мы должны возвращать банки. Попробуй не верни! Ругаться начнёт, а я стою перед нею и еле сдерживаюсь, чтобы не рассмеяться. Я высокого роста, а Раиса Ивановна не очень. Она запрокидывает голову, чтобы до меня «достучаться» и со стороны мы выглядим, как Тарапунька и Штепсель.
Раиса Ивановна прекрасная рукодельница, вяжет нам тёплые вещи. Моя дочка гордится: «Эти носочки мне связала народная артистка Раиса Рязанова». Был момент в моей жизни, когда она мне помогла. Я очень ей благодарна, но она запрещает мне рассказывать эту историю.
Мы с ней много лет делим одну гримёрную. Говорим обо всём. Она молода душой, человек праздничного настроения.
О ней я могу говорить часами. Я не знаю, какую старушку я через дорогу перевела, за что мне такая награда – дружба с Раисой Ивановной.
Виталий Егоров, актёр Театра Олега Табакова:
— Мы встретились на съемках сериала «Не родись красивой». Я играл дизайнера Милко, а Раиса Ивановна – мою помощницу. У меня сразу появилось ощущение, как будто я знаю человека тысячу лет. Мгновенно перешли на «ты». С тех пор – я Виталик, она – Рая. Оказалось, что она, как и я, училась в музыкальной школе по классу баяна. Я обрадовался: «Рая, неужели ты тоже народница?» Она смеётся: «Виталик, были бы баяны, мы бы с тобой показали класс!» Увы, сыграть нам так и не довелось, но я могу себе представить, как она играет. У баянистов есть такое выражение: «Берегитесь меха!»
Вот это как раз про неё – отчаянно, на разрыв. Она всё делает с азартом. Мы почти год снимали этот проект. Она ни разу не опоздала, её не нужно было звать или ждать. Она всегда знает текст. Я про неё своим студентам рассказываю в Школе Табакова. Она пример для подражания.
У неё внутри как будто какой-то моторчик. Она заряжает энергией, сумасшедшим энтузиазмом, юмором. Во время съёмок у нас бывали «расколы». Она всё делала на полном серьёзе, а представляла потом это так, как будто, так и должно было быть, даже режиссёр ни о чём не догадывался. Я никогда не видел её хмурой, пребывающей в унынье.
Для меня она женщина – праздник.
В нашем театре выпускали спектакль «Кукла для невесты», который я очень люблю. Помню, пришёл на прогон, после спектакля наговорил ей кучу комплиментов, а она мне: «Ты не представляешь, как я волнуюсь». Я смотрю, а у неё руки трясутся. Только потом узнал, что это её дебют на сцене.
Сейчас мы редко видимся, но, сколько бы времени ни прошло, когда встречаемся, кажется, что расстались позавчера. Мы на одной волне. Когда я о ней вспоминаю, у меня на лице непроизвольно появляется улыбка. Не надо ей обращать внимание на юбилейные даты. Они ей не к лицу. Она прекрасная барышня.