Проводимый в московском музыкальном театре «Геликон-опера» конкурс молодых оперных режиссеров «Нано-опера» (очередной, четвертый по счету, завершился буквально на днях) позволяет не только заявить о себе новым людям в театральном процессе, но и пополнить репертуар самого «Геликона» их постановками.
Сергей Новиков, ставший в свое время одним из лауреатов этого конкурса, выпустил на большой сцене «Геликона» свою версию «Иоланты», последней оперы Петра Ильича Чайковского, светлой и одновременно трагической сказки о силе настоящих чувств.
«Иоланта» – название для «Геликон-оперы» знаковое, к нему не раз обращались за время существования театра. Да и Новикова здесь хорошо знают – в его музыкальных проектах (например, на площадках Московской филармонии) регулярно работают певцы и музыканты «Геликона». Но нынешняя премьера для режиссера – первый опыт крупного оперного спектакля. И важно, что он создан в соавторстве с опытным, знающим дирижером – Евгением Бражником.
Художник Александр Купалян (это его дебют в оперном театре, как и художницы по костюмам Марии Высотской, одевшей героев стильно и затейливо, в духе модных показов и кино-блокбастеров) создал на сцене настоящий райский сад. Но красота этого рая обманчива: дочь короля Иоланта живет здесь под строгим надзором – везде висят мониторы видеонаблюдения, следящие за всем происходящим. Открытость и простодушие героини не позволяет ей ощутить всю горечь собственного положения. Как и тот факт, что многочисленные обитатели ее владений, легкомысленные девушки с мобильниками, вовсе не любят ее. Более того – откровенно посмеиваются. Им совершенно нет дела до ее переживаний, ее мыслей, ее души. И фраза «за что вы любите меня» в арии Иоланты оборачивается другой стороной, звучит болью, а не радостью.
Режиссер придумал простой и емкий смысловой прием: все персонажи на сцене – в очках. Словно бы король Рене сознательно лишает подданных – и себя тоже – того самого света, недоступного Иоланте. Такая иллюзия благополучия, очень страшная по ощущению. Без очков – только сама Иоланта и рыцарь Водемон. Им одним не нужны приспособления, чтобы увидеть важное: красоту чувств, ценность жизни.
В финале вылечившаяся от недуга Иоланта будет снимать очки со всех, кого встретит. И – тут же окажется ошарашенной многочисленными вспышками мобильников: подданные увлеченно снимают «чудо исцеления». Сегодня часто говорят «не сфотографировал и не выложил в соцсети – значит, ничего и не было». Да, они потрясены произошедшим. Но не исключено, что завтра их увлечет что-нибудь другое. К счастью, Иоланте не нужно их одобрение. Ее открытое сердце помогло открыть и «безжизненные очи».
Как всегда в «Геликоне», великолепный состав солистов. Ольга Толкмит, обладательница редкого по красоте сопрано, показывает свою Иоланту печальной, хрупкой – и одновременно сильной. Она настоящая королевская дочь, ей свойственны бурные эмоции и умение идти до конца в трудной ситуации. Водемон в исполнении Игоря Морозова – бесшабашный, веселый, радующийся жизни, ищущий любви. Ему предстоит пережить многое (и певец мгновенными переходами интонации превосходно и тонко это передает), но ничто не помешает и добиться полюбившейся красавицы, и преодолеть все страхи, насылаемые на него. Бургундский герцог и друг Водемона Роберт (Алексей Исаев) – распахнутый, живой, довольный собой. Они оба поначалу выглядят эдакими искателями приключений, любопытными мальчишками, которым охота обследовать запретную территорию и устроить там тарарам. Однако обстоятельства вынуждают стать серьезными.
Прекрасно работают и Михаил Гужов – надменный и гордый, но действительно любящий дочь король Рене; Дмитрий Янковский – загадочный врач Эбн-Хакиа, повелевающий стихиями; Ирина Рейнард – кормилица Марта, строгая, но единственная из окружения Иоланты, кто заботится и оберегает ее.
Появившаяся в репертуаре «Геликона» весной, «Иоланта» – по-настоящему весенний спектакль. Но, как и весенний климат, обладающий «перевертышем». Восхищая красотой, нежностью, романтикой, он говорит и о вещах жестоких. Об одиночестве и равнодушии. О неумении откликаться на чужую боль. О насмешке над «не таким как ты». У оперы Чайковского и у спектакля Сергея Новикова финал радостный – и при этом открытый. Оставляющий вопрос о возможности счастья и пути к нему.