С сентября по ноябрь в Москве пройдет фестиваль современного танца «DanceInversion», давно ставший неотъемлемой частью российского осеннего пейзажа. В этом году этот престижный форум отмечает свое двадцатилетие. На сегодняшний день – один из самых авторитетных отечественных танцевальных фестивалей, занимающийся просвещением российского зрителя в области contemporary dance.
Заявивший о себе в 1997 году, как Фестиваль современного американского танца, в 1999-ом (этот момент создатели феста и считают датой его рождения) он продолжил свое существование в качестве Европейского фестиваля (не забывая и о Новом Свете), а в 2007 году – обрел нынешнее название Международный фестиваль современного танца «DanceInversion». Меняя названия, он, тем не менее, долгое время оставался, если не единственным, то самым широко распахнутым «окном» в мир танцевального искусства и в значительной мере сформировал вкусы российского зрителя.
В круг интересов фестиваля попадали все самые заметные фигуры в области современного танца – Триша Браун, Ян Фабр, Анжелен Прельжокаж, Эмио Греко, Карин Сапорта, Жозеф Надж, Иржи Килиан, Саша Вальц, Эдуард Лок, Акрам Хан, Мауро Бигонцетти, Охад Нахарин, Александр Экман, Пол Лайтфут и Соль Леон и другие. Многих из них «DanceInversion» открыл отечественному зрителю. За годы существования фестиваля в нем приняли участие работы 90 хореографов из 30 стран всех пяти «танцующих» континентов. Помимо зарубежных театров в первые годы своего существования фестиваль активно включал в программу и спектакли отечественных коллективов, таких как пермский балет Евгения Панфилова, «Провинциальные танцы» Татьяны Багановой, Челябинский театр современного танца Ольги Пона, внося существенный вклад в становление и развитие отечественного contemporary dance.
Одна из характерностей DanceInversoin – эффект новизны. Случается, он возвращается к пройденному, но делает акцент на «открытие». Программа нынешнего года не станет исключением. Среди ее участников — много дебютирующих на российской сцене.
Стартовал фестиваль 10 сентября на Новой сцене Большого театра выступлением Компании современного танца из Поднебесной «Павлин», чья избыточно красивая «Весна священная» полностью соответствует своему живописному названию. Поставила спектакль руководитель и создатель труппы – культовая китайская танцовщица, хореограф и режиссер Ян Липин.
На пресс-конференции, посвященной началу фестиваля, эта необыкновенная женщина, выглядящая в два раза моложе своих шестидесяти лет, изящная, серьезная, философски настроенная, поведала, как важно, что ее работа будет показана на родине композитора. Впрочем, Стравинского здесь щедро дополнили музыкой китайского сочинителя Хэ Сюнтхэня, придавшей балету медитативные интонации. Соединение разных культур или, по её собственному выражению, «кровей» много значит для Ян Липин. В команде постановщиков – художник (сценография и костюмы) оскароносец Тим Йип за фильм («Крадущийся тигр, затаившийся дракон»), знакомый российскому зрителю как художник спектакля Акрам Хана «Жизель». Потрясающий по красоте свет создан обладательницей многих наград Фабианой Пиччоли, сотрудничавшей с Ла Скала. А не менее выразительные видоепроекции — знаменитым мастером видеометамарфоз немецким дизайнером и художником Тобиасом Греммлером.
Здесь вообще соединилось очень многое – эффектность шоу и буддистская углубленность (Ян Липин подчеркивает, что речь здесь идёт, именно, о тибетском буддизме!), фольклорный танец и всплески contemporary dance, восточная ритуальность и отголоски славянской обрядовости, метафизическая глубина и почти детское простодушие.
Когда публика еще только начинает заполнять зрительный зал, нездешне прекрасные танцовщицы в позе лотоса – уже на сцене, по которой сосредоточенно-медленно передвигается тибетский монах, перебирая и перенося с места на место какие-то загадочные предметы, при ближайшем рассмотрении, оказавшиеся иероглифами, из которых потом складываются буддисткие мантры.
Под звуки и шорохи восточной музыки девушки в красивых костюмах начинают медленно покачивать корпусом и «шелестеть» перстами, восхищая невероятной гибкостью кистей рук, без которой невозможен танец Павлина – культовый для народа дай. Именно, его исполнением прославилась Ян Липин. Создаваемые ладонями танцовщиц композиции напоминают вязь сплетенных растений, колеблемые ветром ветви, раскрывающиеся бутоны, взмахи крыльев птиц, трепет их оперения…
Загадочность действа щедро позволяет фантазировать на тему этих завораживающих движений, ритмы которых неоднократно меняются, не теряя при этом своей гипнотической силы, заложенной в самой музыке Стравинского. Отстранено-отрешенные исполнительницы, тем не менее передают чувственную фактуру танца, несущего в себе предощущения весны, пробуждающейся природы и бушующих в ней стихий.
Китайские танцовщицы, меняющие живописные одеяния, перевоплощаются и пластически, сохраняя таинственность и сакральность, даже переходя на жесткий язык современного танца. Тема жертвоприношения здесь тоже решена на свой лад. Танцовщицы, выступающие уже не как мифические существа, а как обычные земные девушки, по очереди вкладывают голову в пасть огромного Льва (в общем-то не страшной, даже забавной маски) и испуганно отступают назад. И только одна из них добровольно идет на заклание, позволяя себя поглотить, а потом ее душа возносится к небесам в блеске солнечных лучей света и струях золотого дождя. Ослепительный финал не ставит точку. Поклоны становятся продолжением спектакля, закольцовывая действо как бесконечный жизненный цикл, о котором и рассказывает «Весна священная» из Поднебесной…
Фестиваль завершится 3 ноября «Автобиографией» одного из самых известных хореографов современности Уэйна МакГрегора, которого «DanceInversion» представляет совместно с фестивалем «Золотая маска». А до этого москвичи увидят спектакли Компании Дорранс Дэна из США, Балета Лионской Оперы, ливанской компании Омара Ражеха, Национального театра оперы и балета Норвегии, любимого в России Нидерландского театра танца NDT I, Компании Кукай Танец из Испании и Компании Акрам Хана, ставшего почти что завсегдатаем отечественных фестивалей.
Подписывайтесь на официальный