Танец – больше, чем танец — Театрал

Израильская компания «L-E-V» представила в Москве и Петербурге танцевальную программу, в которой шестеро великолепных танцовщиков продемонстрировали фантастическую выносливость,  невероятную гибкость и блистательное мастерство, обрушив на зрителей столь мощный поток энергии, что он  способен не только сбить с ног, но и «снести мозг».
 
Если же говорить об истоках этой уникальной виртуозности и эмоциональной мощи, ее стоит искать в родовой связи «L-E-V» с культовой «Batsheva Dance Company» гуру современного танца Ахада Нахарина, создавшего свой собственный язык движений «гага», дающий танцовщикам абсолютную телесную выразительность.

«L-E-V»создана в 2013 году Шарон Эяль (на протяжении восемнадцати лет была ведущей танцовщицей «Батшевы» и семь лет хореографом труппы) и её многолетним соавтором Гаем Бехаром, неутомимым активистом художественных и музыкальных проектов, а также клубной жизни Тель-Авива.

Этот тандем в купе с композитором Ори Лихтиком создает совершенно невероятные по силе эмоционального воздействия спектакли. К слову, пять лет назад «Золотая маска» уже привозила их потрясающий опус «House».

На постановку представляемого ныне диптиха авторов вдохновила поэзия молодого поэта из Минесоты Нила Хилборна, подверженного обессивно-компульсивному расстройству. Считается, что симптомы ОКР в легкой форме имеются у большинства людей. Это – повторяющиеся действия, ритуалы, помогающие человеку снять чувство тревоги.

Нил Хилборн, пережив тяжелую любовную драму, написал полное горя и боли стихотворение. Оно прозвучало на поэтическом конкурсе, где было заснято на видео и размещено в соцсетях, после чего Хилборн проснулся знаменитым. Зрелище действительно производит впечатление. Нервный юноша, стремясь совладать с самим собой, пытается не повторять одну фразу шесть раз, как этого требует навязчивая потребность. Он борется со своей фобией открыто, не скрываясь, не боясь быть смешным и при этом очевидна глубина его отчаяния.

Шарон Эяль и Гаю Бехару удаётся передать состояние безнадежности, душевного мрака и в то же время обнадеживающей силы. Она исходит от танцовщиков, целиком и полностью отдающихся полету (заполняющих сцену, как мощные воздушные потоки) эмоций, которых с лихвой хватает на два вечера кряду. Первый спектакль называется «Love Cycle:OCD love» («Любовный цикл: ОКР любовь»). Второй – «Love Cycle: Love Chapter 2» («Любовный цикл: Любовь Глава 2»). Два спектакля – как сообщающиеся сосуды. Один перетекает в другой, но … сохраняет свою непохожесть. Две части единого целого – одинаковые и разные. Первую танцуют в чёрных купальниках, вторую в белых, что не меняет общего — мрачного, депрессивного настроя действа.

В первой части – больше соло, во второй превалирует групповой танец, где все вместе  с фанатичным упорством выполняют разнообразные, но одинаковые движения, повторяющиеся бесчисленное число раз. Исполнители настолько индивидуальны, что одно и то же па, одна и та же танцевальная фраза,  каждым артистом «произносится» по-своему. Пластика танцовщиков столь самостоятельно-выразительна, ярка и энергична, что создаётся впечатление: движение управляет исполнителем, а не наоборот.

Иногда тела обретают скульптурную красоту, иногда скукоживаются, как сгоревшая кинопленка. Артисты словно обладают даром вырастать «из себя», становиться больше «себя самих». Они словно дотягиваются до небес, уходя в астрал.

В другие моменты, кажется, что здесь заново открывают мир движения, как будто перед нами – первые танцующие люди на Земле. Вязь повторяющихся движений изобретательна и неожиданна. Корпус танцовщика может зависать параллельно полу в фантастическом прогибе, а поднятые вверх руки, заведенные далеко за спину, выглядят, как крылья «умирающего лебедя» в одноименной легендарной миниатюре. Артисты маршируют, скользя «плывут» по сцене, периодически их позы отсылают к балетному классу.
Методичные движения то неправдоподобно медленны, то обретают бешеный темп. Иногда танцовщики как бы вбирают в себя движения, черпая его откуда-то извне, то «отбрасывают» от себя, словно обнажаясь и становясь «беззащитными». Их способность «говорить телом», каждый на своем собственном наречии, столь «красноречива», что выглядит просто неправдоподобной.

Одним словом, адекватно передать словами происходящее  в спектаклях «L-E-V» невозможно. Можно только сказать: это грандиозно. И пожелать всем познакомиться с этой труппой.

Без рубрики
.