Я абсолютно уверен, что секретов нет ни у кого, даже у людей профессиональных. Если кто-то с умным лицом говорит, что имеет собственные секреты, то перед вами шарлатан. В фотографии есть физика, если хотите, химия и частичка души каждого, кто делает это, нажимая на кнопку именно в момент создания, а не во время работы в «редакторе». А то, что результат у всех разный, это называется «рукой художника» и собственным стилем фотографа.
К понятию «талант» я отношусь с осторожностью. Просто одному что-то легко дается (в техническом/художественном замысле), а другой к этому же результату может прийти с большим трудом. Но тем не менее вот несколько универсальных правил…
1. Находясь в зрительном зале, проводите свою съемку в «четыре глаза», не прищуривайте второй глаз. Одним снимаете, другим контролируете сцену/момент! Ставьте себе сверхзадачу и ни на секунду не отвлекайтесь от действия.
2. Посмотрите репетицию столько раз, сколько вам понадобится для того, чтобы в момент съемки знать каждое движение артиста.
3. Не имеет смысла строчить, как пулеметчик, десять кадров в секунду, дабы получить хорошую фотографию. Изучайте артиста с первого его появления на сцену: чувствуйте – снимайте!
4. Старайтесь оставить после каждого спектакля не более 100 фотографий, а лучше 21 карточку.
5. Подойдите к авансцене перед началом съемки, оцените свет по качеству, температуре, размеру и количеству источников. Ориентируйтесь в основных понятиях машинерии сцены, так как мы знаем, что удача улыбается подготовленным.
6. Используйте всегда лучшее оборудование и прежде всего оптику. Откажитесь от зум-объективов в пользу дискретной оптики.
7. Если вы считаете, что всё так плохо, что хочется спать, – спите.
8. Не мешайте работать людям на сцене. Вы можете мешать работать соседу, но никогда не мешайте артисту! Снимайте бесшумно – это оценят все!
9. Работайте над собственным стилем (если у вас еще его нет). Для этого откажитесь от того, что вы делали раньше. Прежде всего экспериментируйте, пробуйте хотя бы 15 минут из часового спектакля снимать так, как хочется вам! (Длинные выдержки, мультиэкспозиции, съемка через заранее заготовленные предметы.)
10. Не приходите в театр с целью заработать.
11. Не увлекайтесь обработкой. Не стремитесь раскрасить или добавить красок в ваши фотографии на сцене. Не перегибайте с графическими редакторами: оставьте право зрителю увидеть наиболее правдивую театральную фотографию. Помните, что вы со своей камерой в данный момент всего лишь документируете работу множества художников и театральных цехов.
12. Уважайте права артистов, не распространяйте фотографии в социальных сетях.
13. Прежде чем заявлять ваше право на фотографии со спектакля, задумайтесь, откуда у вас возникло это право. Помните, что спектакль – авторский продукт.
И о главном
Очень важно образование. Художественное – в первую очередь, техническое – отлично, ну а если еще и театральное – фантастика! Человек, который берет в руки камеру, должен быть, прежде всего, художественно и технически подкован для того, чтобы не только получить картинку, но и наполнить ее содержанием! Камера в руках человека, не понимающего театральных процессов, – инструмент сомнительных достижений.
Я согласен с Ольгой Свибловой, которая говорит, что хороший кадр может сделать и обезьяна. Сегодняшняя техническая доступность, возможность использовать десятки графических редакторов, готовые плагины обработки и фильтры, которые бесконечно «улучшат», приводят к тому, что войти в этот «фотобизнес» очень легко. Вкладывать деньги лучше всего в свое образование, а не в покупку дорогого объектива, который вам так хотят продать маркетологи.
Справка
Владимир Кудрявцев, художник, член СТД и Международного союза фотохудожников.
Образование: Кинооператорский факультет во ВГИКе.
Карьера: с 1998 г. работает как художник с режиссерами театра и кино (Мирзоевым, Голомазовым, Бородиным, Мироновым, Хейфецом, Табаковым и др.). С 2003-го сотрудничает с глянцевыми и театральными изданиями. С 2004-го проводит выставки в московских театрах, оформляет театральное пространство. В 2006-м – премьера спектакля «Фотофиниш» по пьесе Питера Устинова, премия за лучший театральный плакат года. В 2008-м работал над спектаклем «Авария» по Дюрренматту в Театре им. Станиславского. Начал постоянное сотрудничество с Театром на Малой Бронной. С 2009-го проводит мастер-классы, создает авторский курс «Портрет без adobe photoshop для начинающих фотографов». В 2011-м начал разработку авторских техник с черно-белыми пленками, эксперименты с акриловыми компонентами; создание цикла работ, посвященных Зигмунду Фрейду, и серии дагерротипов по произведению Маяковского «Облако в штанах». В 2012-м прошла выставка в Театре наций.
Подписывайтесь на официальный