И правда, как могло случиться, что мальчик из простой украинской семьи, ни слова не говорящий по-русски, оказался в Москве, сразу увлекся театром и, поступив в студию при ДК Зил, в 1951 году победил на Всесоюзном конкурсе чтецов. Затем он решил связать свою судьбу с журналистикой (полгода учился на журфаке МГУ). Но театр, видимо, настолько глубоко ранил его романтическую душу, что, бросив журфак, он поступил в знаменитое Щукинское училище, где уже на втором курсе вызвал гнев руководства за то, что нарушил неписанное правило: студенты не имели права соглашаться на съемки до окончания вуза.
Так вот, Василию Семеновичу удалось нарушить эту святую заповедь дважды. В первый раз это случилось на втором курсе, когда он сыграл небольшую роль в «Аттестате зрелости», а пару лет спустя был приглашен на главную роль в фильме Алова и Наумова «Павел Корчагин».
Однако его работа в этой картине обрела такой шумный успех, что не могла не растопить даже самые строгие сердца руководства училища. В 1956 году (в числе немногих счастливчиков) он был принят в блистательную труппу Вахтанговского театра.
Несуетливый джентльмен
У меня и сейчас перед глазами картина. Начало сезона. Большое белое фойе. Перед труппой выступает неизменно вызывающий полный восторг у женщин Рубен Николаевич Симонов. Он, как всегда, остроумен, легок, в своих неизменных крахмалах удивительно элегантен…
И, подводя итоги минувшего сезона, по традиции сказав о том, кто за это время родился, удачно влюбился, женился, развелся, – представляет труппе новых артистов. Из последнего ряда, скромно появляются три красавца – Шалевич, Ливанов и Лановой.
Рубен Николаевич с улыбкой одаривает их традиционными гвоздиками и с этой минуты начинается настоящая, серьезная биография Василия Семеновича.
В ней было все. И блистательный Калаф («Принцесса Турандот»), и интереснейший Пушкин («Шаги командора»), и виртуозно сыгранный Казанова в труднейшей пьесе Марины Цветаевой «Три возраста Казановы», и нашумевший Цезарь («Антоний и Клеопатра»), где актерские данные Ланового покоряли весь зрительный зал – особенно в его женской части. Кроме того, он блистательный чтец. Причем его пристрастие к художественному слову не ограничивалось только выступлениями на эстраде: это же мастерство Василий Семенович не раз демонстрировал и в спектаклях. В образе Маяковского, например, он читал стихи в «Конармии», а уж то, как читает он Пушкина – сегодня может убедиться каждый зритель спектакля «Пристань».
…В девяностые годы на Малой сцене Театра Вахтангова вышел спектакль «Милый лжец» по пьесе Джерома Килти, построенном на переписке Бернарда Шоу с актрисой Патрик Кэмпбел (ее играла Юлия Борисова). Словесная дуэль, сыгранная с тонким юмором, неизменно вызывала полный восторг зрительного зала. А сам Бернард Шоу представал абсолютно статичным, несуетливым джентльменом, и только его тонкая ирония выдавала почти влюбленность в эту прекрасную, загадочную женщину.
Царский жест
Впрочем, эта часть биографии Василия Семеновича известна каждому любителю театра. А я хочу сказать о другом Лановом – отзывчивом товарище, преданном друге и человеке, который не только «временно доступен», но и «круглосуточно отзывчив». С какими только просьбами к нему ни обращались! Он выполнял их легко и без ощущения подвига.
В самые-самые застойные времена, когда без «блата» нельзя было купить даже куска колбасы, а уж об устройстве ребенка в детский сад или приличную школу не приходилось и мечтать, – Василий Семенович случайно узнал о том, что одна наша актриса тщетно пытается помочь своей девочке поступить в художественную школу. А дело было так. Шла генеральная репетиция «Марии Тюдор», где Лановой блистал в роли красавца Фабиано Фабиани. И вот по окончании спектакля, спросив, где находится эта школа, он, не успев толком разгримироваться, поехал по указанному адресу. Надо ли говорить о том, какой эффект произвело само появление Ланового на пороге детской художественной школы? Ребята оторвались от своих мольбертов, а учительница оторопела: еще бы, перед ними стоял живой капитан Грей (незадолго до этого фильм «Алые паруса» вышел на экраны), и только Василий Семенович оставался абсолютно спокоен: ему это было не впервой. Вопрос решился мгновенно.
Подарок для лифтера
И таких историй в его биографии уйма. У нас в театре служил рабочим сцены Петр Могитсон – человек удивительной судьбы. Дело в том, что когда вахтанговцы были в эвакуации в Омске, туда же был эвакуирован и Первый мединститут, где на втором курсе учился этот самый Петя. Про него рассказывали, что подает он большие надежды и даже говорили, что станет крупным хирургом. И вот однажды Могитсон побывал на наших спектаклях, сошел с ума от увиденного и, бросив институт, попросился в Театр Вахтангова на любую работу. Сначала он стал монтировщиком, потом машинистом сцены и прослужил таким образом всю жизнь. А когда не мог уже по возрасту таскать декорации, стал у нас просто лифтером, поскольку не мыслил себя без театра. Человек он был на редкость эрудированный, настоящий книголюб и на этой почве сдружился с Лановым.
Меня всегда удивляло, почему, покупая книги, Василий Семенович приобретает их в двух экземплярах. Но однажды выяснилось, что вторые экземпляры непременно отдаются Могитсону. Поверьте, что в то время купить книгу было сложнее, чем достать пресловутую колбасу.
Или совсем свежий пример. Недавно у нашей знаменитой актрисы случилась неприятная история с машиной. Она, естественно, тут же попросила Василия Семеновича позвонить какому-то крупному полицейскому чину, чтобы тот помог разобраться в этом вопросе. Но Вася звонить никуда не стал… А просто сел в свою машину и поехал к этому начальнику. И вновь история повторилась: на пороге перед начальником стоял его любимый герой из фильма «Офицеры». Машина тут же была возвращена.
Идут годы, стареют все вокруг, но к Лановому это не относится. Он по-прежнему молод, со своей статной выправкой все так же энергичен, так же отзывчив на любую просьбу и так же принципиален…