А меж тем в театрах разных городов за минувший сезон вышел целый ряд удачных спектаклей – как оперетт, так и мюзиклов. В том числе в «Московской Оперетте», руководство которой аккурат в день завершения фестиваля распространило открытое письмо, где объявило, что больше не будет сотрудничать с «Золотой Маской». Справедливости ради надо сказать, что в минувшие годы спектакли, выпущенные «Московской Опереттой», от «Метро» до «Монте-Кристо» и «Фанфана-тюльпана», в конкурс попадали регулярно, и тем огорчительнее тот факт, что в будущем на афише не будет одного из самых крупных, успешных и значительных театральных коллективов.
Основное недовольство вызвало решение экспертного совета с нынешнего конкурса не номинировать спектакли, исполняемые под «минус». Вопрос, действительно, спорный. С одной стороны, это логично – все-таки разница в звуке спектакля с живым оркестром и спектакля под запись, очевидна. С другой – из-за этого список сужается еще сильнее, и из него выпадают высокого качества спектакли с превосходными актерскими работами. Такие как «Граф Орлов» той же «Московской Оперетты», который идет под «минус» из-за сложной, с огромным количеством использованных инструментов, партитуры. Подобные примеры есть еще, и, конечно, встретятся в будущем.
В итоге музыкальное жюри нынешнего года оказалось в сложной ситуации: распределить награды между такими разными работами как «Месса» Новосибирского театра оперы и балета, «Русалочка» компании «Stage Entertainment» и «Белая гвардия» Екатеринбургского театра музыкальной комедии. И радостно видеть, что финальное решение оказалось грамотным, насколько это было возможно.
Две премии, за лучшую работу дирижера и лучшую мужскую роль, получила «Месса». Строго говоря, это не совсем мюзикл: произведение Леонарда Бернстайна изначально называется «театральная пьеса для певцов, актеров, танцоров и оркестра». В основе лежит взятая полностью каноническая латинская служба, соединенная с современными номерами на английском языке о размышлениях на темы веры, переживаний, поисков себя у самых разных людей. Воспринимается «Месса» непросто, но завораживает великолепием музыки и пения – оперные артисты отлично освоили новую для себя манеру исполнения, а мастерская работа дирижера Айнарса Рубикиса позволила услышать все разнообразие мотивов бернстайновского сочинения. В «Мессе» можно услышать отзвуки и госпела, и джаза, и блюза, и рока. Сыгравший главную роль Дмитрий Суслов впечатляет сильным вокалом и актерским исполнением: его Священник, монолитный в начале, переживающий трагедию сомнений и вновь обретающий себя – серьезная, достойная работа.
Лучшим спектаклем жюри назвало «Русалочку». Примечательно, что работа «SE» оказалась номинирована впервые – и сразу настолько удачно. Очень важно расширение рамок номинации в этом смысле: не вызывает вопросов тот факт, что спектакль частично сделан иностранной командой (например, грандиозный «Бал вампиров» Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, победивший в номинации в прошлом году, тоже лицензионная продукция, созданная западными постановщиками). Возможно, «Русалочка» не самая выдающаяся работа из всех проектов «SE», но это качественный продукт, абсолютно отвечающий мюзикловым стандартам. И именно благодаря роли в «Русалочке» вторую подряд награду за лучшую женскую роль получила Манана Гогитидзе, одна из самых ярких актрис жанра, обладательница потрясающих вокальных данных и эффектной, запоминающейся актерской индивидуальности. Ее злодейка Урсула в «Русалочке» нравилась публике порой даже больше «положительных» героев. К тому же именно на ее счету – самые интересные с точки зрения музыки сольные номера. А вот премию за лучшую режиссуру в этот раз решили не присуждать. Что, безусловно, огорчает. Но если бы выбор спектаклей (и, соответственно, имен постановщиков) был бы больше, этой проблемы бы не было.
Без наград остался третий номинант – «Белая гвардия» Екатеринбургского театра музыкальной комедии. Увы, один из важнейших российских театров, активно развивающих жанр мюзикла, привез на этот раз работу неудачную. Определенную роль в восприятии спектакля сыграла площадка – звук был искажен, и адекватно оценить работу солистов не представлялось возможным. Но не порадовала и вторичная музыка Владимира Кобекина, и пафосные, временами абсурдные тексты, и все больше расплывающаяся к финалу сюжетная линия, где от пьесы Булгакова остались лишь смутные намеки.
Можно ли сегодня говорить о «кризисе жанра» касаемо и оперетты, и мюзикла? Ни в коем случае. Качественных, разнообразных спектаклей становится все больше, жанр как никогда динамично развивается, конкуренция растет, потому что многие режиссеры и продюсеры хотят работать именно в этом направлении. Создаются новые площадки, выпускаются целевые актерские курсы в театральных вузах по всей стране. И хочется верить, что номинация крупнейшего российского общетеатрального конкурса все-таки перестанет быть «нелюбимым дитя».