Как стать артистом мюзикла. «А теперь по нотам!» — Театрал

Бас Петр Маркин завоевал славу в столичных мюзиклах «Норд-Ост», «Обыкновенное чудо», «Призрак оперы», «Суини Тодд, или маньяк-убийца с Флит-стрит», а также многих других музыкальных спектаклях. По просьбе «Тетарала» артист провел мастер-класс для тех, кто мечтает петь в мюзикле.
 
Развивай вокальное мастерство
Если природа не наделила тебя выдающимися вокальными данными, над этим можно и нужно работать: слух – развивать, а голос – ставить.

Начни с самого простого – слушай музыку. Обязательно научись воспринимать классические произведения – Моцарта, Бетховена… Это воспитает музыкальный вкус и поможет подготовиться к изучению музыкальной грамоты. Чтобы петь в мюзиклах, необходимо освоить сольфеджио – задача для новичка не самая простая, но обладая достаточным рвением, азы можно изучить самостоятельно (в интернете есть множество самоучителей), а вот чтобы разобраться в более сложных моментах, лучше прибегнуть к помощи профессионала. Высший пилотаж – слышать музыку, просто глядя на нотный лист, то есть научиться читать ноты как книгу.

Руководство опытного человека непременно потребуется и для постановки голоса. Существует множество техник, чтобы этого добиться. И не нужно думать, что достичь существенных результатов во взрослом возрасте невозможно. Как и везде, профессионализм достигается благодаря упражнениям.
 
Относись к себе с юмором
Переходим к пластике. Если ты не профессиональный танцор, не стоишь у станка с 3-х лет и не умеешь висеть в шпагате как Жан-Клод Ван Дамм, то в исполняемых тобой танцевальных элементах поначалу должен быть элемент игры, дурачества. Не относись к своим первым попыткам освоить искусство танца слишком серьезно, не стесняйся себя, имей смелость показаться смешным. В раскрепощенном, естественном состоянии человек становится гораздо более пластичным.

Если у тебя есть другие сильные стороны (вокал, драматическая игра), то для участия в мюзиклах необязательно танцевать на профессиональном уровне. Достаточно будет и тех навыков, которые позволят принимать участие в хореографических композициях.

 
Чтобы дыхание не сбилось
Танец и одновременное исполнение вокальной партии – непростая задача, но здесь есть свои рецепты. Если ты знаешь, что во время пения придется двигаться, старайся сочетать вокал и движение на раннем этапе репетиций – так гораздо проще и эффективнее. Когда ты разучиваешь вокальную партию, походи по дому, полей цветы, сделай несколько приседаний – это поможет.
 
Практика не бывает лишней
Про технику речи и владение голосом сказано и написано очень много. Лично мне здесь помогла запись аудиокниг. Во-первых, это дополнительная практика. Кроме того, во время записи в студии у тебя нет никаких отвлекающих факторов, только ты, текст и твой голос, что помогает сосредоточиться и отточить технику речи.
Начни с малого – произнеси два слова и постарайся провести через них единую мысль. Потом сложи три, затем четыре. Из них составь предложение, сказанное осмысленно, качественно. Из предложений – абзац, через все фразы которого будет проходить именно та эмоция, которую ты хотел выразить, затем объедини абзацы в текст.

Нет ничего страшного, если не получается сразу. Ни у кого не получается сразу! Всё приходит со временем и с миллионом повторений.

 
Моделируй
Евгений Павлович Леонов говорил, что актер, начинается с 50-ти лет. Ведь чем больше опыт, тем проще моделировать житейские ситуации на сцене.

Даже если тебе еще нет 50-ти, ничто не мешает отталкиваться от реальных ситуаций прямо сейчас. Когда-то в институте, чтобы изобразить запыхавшегося человека, я рассчитывал время и носился по этажам – с 5-го на 1-й и обратно. А потом вбегал на сцену как раз на свою реплику. Сейчас я могу изобразить запыхавшегося человека и без этой беготни. Многократно моделируя конкретную ситуацию не только у себя в голове, но и в реальности, ты постепенно запомнишь нужные ощущения и сможешь их сыграть.
 
Взболтать, но не смешивать
Мастерство артиста мюзикла состоит в том, чтобы он делал переходы между речью, пением и танцем максимально незаметными, все время оставаясь в своей роли. Вокал и пластика должны стать логическим продолжением речи.
Как добиться естественных переходов? Смотреть шедевры бродвейских киномюзиклов 30-х и 40-х годов. Великолепное владение профессией, там эти переходы очень искусные. Но чем незаметнее переходы у артиста, тем больше труда он в них вкладывает. Так что – репетиции, репетиции и еще раз репетиции… Здесь нет никакого секрета, навык оттачивается благодаря многократным повторениям.
 
Знай, чем крыть
Кастинг – один из самых стрессовых моментов для любого артиста. Готовясь к кастингу, ты всегда должен помнить о своих сильных сторонах – они маскируют недостатки. Если ты прекрасно поешь, хороший драматический актер, но двигаешься, скажем прямо, не очень, умей себя подать и тебя обязательно оценят. В каком-то смысле артистам мюзикла даже проще, чем драматическим актерам, ведь помимо игры у них есть еще вокал и хореография. Используй эти преимущества.
 
Расширяй кругозор
Мюзикловый материал разнообразен. Те же бродвейские мюзиклы кардинально отличаются от наших. Чтобы подойти под формат конкретной постановки, актер должен знать специфику выбранного режиссером направления и ориентироваться на нее при подготовке к кастингу.

Для этого необходимо постоянно расширять свой культурный багаж, даже если на первый взгляд у вас совершенно нет на это времени. Актер не имеет права быть необразованным! Читай Булгакова, Гашека, Пауэрса, Сорокина и Библию. Смотри Эйзенштейна, Чаплина, Хичкока, Феллини и Балабанова. Слушай Генделя, Стинга, Рахманинова, Утесова и колумбийскую кумбию. Учи Пушкина, Бодлера (в подлиннике, это нравится девушкам) и Маяковского. И никогда, никогда не смотри телевизор.
 
Не останавливайся на достигнутом
Даже если ты уже получил свою первую роль в мюзикле, это не повод расслабляться. Актер должен совершенствоваться на протяжении всей своей жизни. Как только ты усядешься на трон и скажешь: «Я всё смог», – ты погиб.

Хью Джекман – артист мюзикла. Он играет на сцене и в кино, замечательно поет, танцует, исполняет драматические роли. Но при этом он постоянно повышает свою квалификацию, посещает курсы, все время хочет прибавить что-то новое к тем навыкам, которые у него уже есть. Это достойно подражания. В артисте должен быть профессиональный жар, рвение, без него искусство в принципе невозможно. С холодным носом ты никогда не пробьешься.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.  

Без рубрики
.