Всенародно любимый артист Владимир Этуш по-прежнему остается в клинике имени Склифософского, восстанавливаясь после тяжелой травмы, которую он получил несколько дней назад. Состояние его улучшается, хотя и не так быстро, как хотелось бы самому актеру. Но даже находясь в больничной палате Владимир Этуш уже обдумывает новый спектакль, к репетициям которого ему хотелось бы приступить осенью.
В просторной палате Владимира Абрамовича светло и, в некотором смысле, по-домашнему уютно. Здесь во всем чувствуется хозяйская рука его супруги Елены, которая, как ангел-хранитель, окружает заботой своего мужа. Она уже немного отошла от шока, пережитого в понедельник 26 июня, когда актер получил травму и был срочно госпитализирован в клинику Склифософского. В тот день, напомним, Елена привезла Владимира Абрамовича в стоматологический центр на Новослободской, но не смогла припарковать автомобиль по типичной для нынешней Москвы причине – из-за отсутствия нормальных парковок.
Заботливые столичные власти увлечены безграничным расширением тротуаров для освоения плиточного «клондайка» и в угоду столь высокой цели повсеместно сокращают парковочное пространство. Мы неоднократно писали об этой проблеме, обращались публично со страниц журнала «Театрал» к главе дептранса Ликсутову с призывом вернуть парковки у медицинских учреждений, у школ, театров, музеев и других социально-значимых объектов, которые из-за нынешней политики столичных властей становятся недоступными для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями. Но господин Ликсутов традиционно на публикации и обращения не отвечает.
Он увлечен расширением тротуаров, выдавливанием транспорта из центра города и созданием максимальных проблем для парковки. В результате такой проблемы 95-летний Владимир Этуш остался без поддержки своей супруги у входа в клинику. Пока Елена кружила по Новослободской в поисках парковочной площадки и свободного места, уставший стоять на тротуаре актер пошел сам в фойе клиники. А там тоже все рассчитано на молодых и здоровых, поэтому по лестнице подниматься ему нужно было так, словно он только что вернулся с молодежной дискотеки. Последняя ступенька оказалась роковой, Владимир Абрамович споткнулся и упал, ударившись головой о дверь со всей высоты своего роста.
Травма оказалась тяжелой, поэтому актера срочно доставили в отделение реанимации Склифа, где опытные врачи окружили его максимальным вниманием. Лишь по самому счастливому стечению обстоятельств обошлось без переломов, которые заподозрили вначале. Уже через сутки актер стал восстанавливать движения и был переведен из реанимации в отдельную палату нейрохирургического отделения.
Именно в этой палате Владимир Абрамович и встретил меня приветливым возгласом. И первым же делом предложил угоститься фруктами, которые он в этот момент дегустировал. Попытка отказаться не удалась, потому что Этуш умеет быть настойчивым даже когда общается с друзьями. Пришлось смириться и составить компанию. На вопросы о самочувствии Владимир Абрамович отшутился, что рукопожатие у него крепкое, и предложил убедиться. Мы пожали друг другу руки, оставшись довольными итогом. А дальше он со свойственным ему юмором и использованием отдельных ярких выражений, запрещенных ныне нашей пуританской властью, рассказал о том, как очутился в столь уважаемой клинике. Отдельной благодарности была удостоена и московская власть с ее парковками. В более ярких, сочных и убедительных тонах свое отношение к этому тут же выразила Елена, упомянув к месту и столичные клиники, в которые человеку с ограниченными возможностями самостоятельно попасть почти невозможно.
Свое нынешнее состояние Владимир Абрамович оценивает со сдержанным оптимизмом, откровенно мечтая как можно скорее покинуть больницу. Он огорчен, что из-за печального происшествия не сыграл заключительный в нынешнем сезоне аншлаговый спектакль «Бенефис» (на фото), и что не сможет принять участие в вахтанговском празднике закрытия сезона. Коллеги по театру и прежде всего его директор Кирилл Крок не оставляют Владимира Абрамовича без внимания, но оказаться вдали от своего коллектива в знаковый день ему все же грустно.
Огорчен Владимир Абрамович и тем, что пришлось перенести вылет на отдых в Италию, который был запланирован на следующую неделю. Елена была вынуждена сдвинуть авиабилеты на неделю вперед в надежде, что к тому времени уже можно будет выписаться из клиники и вернуться к нормальной жизни. Врачи со своей стороны тоже рекомендуют не отказываться окончательно от запланированного отдыха, уверенно полагая, что активность и положительные эмоции самым лучшим образом могут сказаться на восстановлении актера.
А сам Владимир Абрамович уже ждет не дождется вылета в любимый городок на берегу Средиземного моря, где мы все вместе по давно сложившейся традиции уже не один год жаркими деньками дегустируем не только фрукты, но и прохладное «бьянко фризанте» из запотевшего кувшина. Воспоминаниям об этих напитках было уделено достойное место в нашей неспешной беседе, и мне даже пришлось заявить, что в следующий визит в эту палату, я захвачу с собой запотевший сосуд – для более радужного планирования грядущей поездки.
Еще более подробно Владимир Абрамович обсудил со мной гастроли Театра Вахтангова в США, откуда вахтанговцы только что вернулись. Я развернуто отчитался о поездке, в красках описал самые яркие эпизоды, и мы уже вместе порадовались, что даже «в тылу вероятного противника» вахтанговцы остаются на высоте, занимаясь не политикой, которая, как известно – грязное дело, а самым что ни на есть чистым и высоким искусством.
Под самый конец нашей беседы Елена и Владимир Абрамович вдруг открыли маленькую творческую тайну. Оказывается, они уже выбрали пьесу для новой премьеры в грядущем сезоне. Идею одобрили будущие возможные участники этого проекта, одобрил директор театра Кирил Крок, который знает цену успеха и умеет его поддержать. Дело осталось за малым – выписаться из клиники, хорошо отдохнуть, слегка ограничивая себя в контактах с запотевшим кувшином. И по началу осени приступить к работе над новой постановкой, о деталях которой я вынужден умолчать, чтобы сохранить интригу.
При этом должен сказать, что по странному стечению обстоятельств первые наши обсуждения с Владимиром Абрамовичем его будущего участия в «Пристани» мы вели в палате ЦКБ, где он проходил обследование, обложившись страницами пьесы. А затем, некоторое время спустя, в клинике на Пироговке начинали обсуждать возможный спектакль «Окаёмовы дни» (на фото). Видимо, в больничных условиях великому актеру с характером фронтовика особенно хочется определять для себя новые цели, которых надо достичь. И ради которых следует как можно скорее вернуться в строй. Во всех предыдущих случаях Владимир Абрамович взял свои новые «высотки», создав с коллегами аншлаговые спектакли. Значит есть все основания полагать, что традиция будет продолжена, и нас впереди ожидает не только запотевший кувшин, но и новая премьера в новом сезоне.
Журнала «Театрал» и тысячи зрителей желают Владимиру Абрамовичу скорейшего возвращения в строй, и появления на родной вахтанговской сцене в прежних и новых успешных ролях!