«Он прошел в искусстве счастливый путь». Москва прощается с Марком Захаровым — Театрал

Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. 

 «Сегодня мы прощаемся с выдающимся театральным деятелем, человеком необычайной одаренности, который сумел пройти в искусстве сложный и счастливый путь, – отметил актер Малого театра Борис Клюев. – Он сумел совместить огромное количество профессий – актер, режиссер, сценарист, педагог, писатель, режиссер кино. Его лучшее детище – театр «Ленком», где он смог создать великолепную труппу. Здесь работали звезды. Это был самый яркий, надеюсь, и будет, театр Москвы. Он был неожиданным в своих постановках и всегда интересным. Все знали и ценили тонкую иронию и юмор этого замечательного мастера. Выступая от коллектива Малого театра, я хочу сказать: вечная память Вам, Марк Анатольевич, и огромное спасибо Вам за то, что Вы сделали в культуре».

«Так странно приходить в этот театр не на премьеру, а на такое трагическое событие, – поделился актер Геннадий Хазанов. – Мне повезло: из 74 прожитых мною лет 54 года я знал Марка Анатольевича. Я был свидетелем его первых режиссерских шагов в студенческом театре МГУ. Удивительное ощущение студийности, поддержки, молодости, нескончаемости жизни пронизывало всех нас.

25 лет назад на этой сцене провожали Евгения Павловича Леонова, и я поймал взгляд Захарова, которому эта мизансцена не нравилась. Он хотел, чтобы этот уникальный артист жил всегда. У истории свои сюжеты, свои законы, и я на всю жизнь запомню один завет, который мне дал Марк Анатольевич. Как-то я направлялся на сцену , и он сказал: «Помните – покороче». Это самое важное. Сегодня я хочу обратиться к мастеру и сказать: слишком коротко…».

«Иоанн Златоуст сказал: «Твое только то, что ты отдал другим». Туда нельзя взять ни звания, ни награды, ни таблички на домах, ни даже спектакли. Но можно взять добро, любовь, радость и свет, которые ты оставил в этом мире. Светлая душа Марка Анатольевича уходит с большим богатством», – сказал актер «Ленкома» Дмитрий Певцов.

 «Этот человек был награжден не только всеми возможными наградами — он был награжден любовью людей всей страны. Это истинно народное звание, — отметила Инна Чурикова. – Это как выстрел, это такая потеря, в которую трудно поверить. Марк Анатольевич был сердцем этого театра. Он собрал нас всех в единый коллектив, он вырастил нас. Я 45 лет с ним вместе. Я переживала такие удивительные моменты радости и любви. Какая мощь, какая сила была в нем, какая уникальность мышления, совершенно индивидуальная и ни на что не похожая. Он создал фантастический и в то же время реалистический, совершенно свой театр, со своими мозгами, со своими актерами. Спектакли были уникальные. Мы постараемся играть их с той же любовью, с той же ответственностью, с которой они были поставлены. Думаю, что актеры этого театра будут продолжать ту жизнь, которую строил Марк Анатольевич».

«В нем было что-то от Всеволода Мейерхольда, — вспоминает Марк Розовский. — Он принадлежал «левому» фронту искусства, он чувствовал форму, он чувствовал смыслы, он делал театр человеческий и визуально щедрый, хлесткий, мощный, чувственный, глубокий. Все его спектакли были броскими вызовами. Таким и должен быть режиссер в России.

Мы начинали вместе. Это были 60-е годы. И мы были и остаемся шестидесятниками. Один из его первых спектаклей назывался «Хочу быть честным» по Володе Войновичу. Вот в этих словах была программа шестидесятников. «Хочу быть честным, но мне не дают быть честным, не могу быть честным» – это было уже в подтексте.

Марк Анатольевич Захаров руководил студенческим театром МГУ, его туда пригласил Юткевич. Тогда вся Москва ходила в студенческие театры. Нам хотелось сделать страну чуть более свободной, более живой. Но потом наступили времена застоя. Марк Захаров был настоящим театральным вождем, потому что здесь каждый вечер шли спектакли-митинги, здесь отстаивались те чувства, которые граждане нашей страны не всегда могли выразить самостоятельно, но в театре они находили мгновенный отклик.

Я помню Марка артистом на эстраде. Это была высокая эстрада, образная эстрада, поэтическая эстрада. Он любил капустный жанр, жанр высокого капустника. Он любил на сцене гротеск – самый сложный вид театрального искусства, и актеры «Ленкома» доказали, что они могут на этом языке говорить совершенно свободно. Ему помогал гений Шейнциса. Гениальные артисты были выращены им вот на этой сцене. Они вызывали не просто восторг – они удивляли мастерством. Они существовали в его спектаклях на перекрестке жанров – театр переживания, театр представления в его высших изъявлениях. Это и есть театр Марка Захарова.

Мы не должны потерять то, что закладывал в российский театр такой человек, как Марк Анатольевич Захаров. Давайте будем верны его театральным заветам, давайте ценить веселую образность, живую, щедрую выдумку, вот эту «мейерхольдинку» в его спектаклях. Давайте продолжать это делать в наших спектаклях, и тогда мы будем его помнить, а он будет знать что-то о нас. Вечная тебе память, мастер! Спасибо тебе, тезка. Ты мне был дорог всегда…».

Без рубрики
.