За ближайшие два года Театр на Малой Бронной собирается практически полностью обновить репертуар. Об этом в понедельник на пресс-конференции, посвященной творческим планам на предстоящий сезон, сообщил художественный руководитель Константин Богомолов.
Первая премьера сезона – спектакль Максима Диденко по дебютному роману Владимира Сорокина «Норма» (копродукция с Мастерской Брусникина) – состоится 6 и 7 ноября во Дворце на Яузе, куда театр переберется на время масштабной реконструкции. Как пояснил Богомолов, остальные спектакли репертуара переедут на Яузу в январе, до тех пор труппа продолжит играть на Бронной, однако новая постановка сразу выйдет на временной площадке.
«Вслед за этим на Малой сцене 20 и 21 ноября состоится премьера Кирилла Вытоптова «Слово о полку Игореве». У спектакля очень интересная идея и замечательная команда, надеюсь, он станет большим событием», – отметил Богомолов.
По словам Кирилла Вытоптова, который также присутствовал на пресс-конференции, произведение будет представлено не в хрестоматийном виде. «Мы понимали, что его необходимо соединить с другой крупной темой, – пояснил режиссер. – В постановочной группе заняты такие мастера своего дела, как драматург Саша Денисова, художник Нана Абдрашитова и композитор Владимир Горлинский, а также прекрасные артисты Театра на Малой Бронной, в числе которых Дмитрий Цурский и Владимир Яворский».
«13, 14 и 15 декабря на сцене Дворца на Яузе состоится следующая премьера – «Женщина-змея» Карло Гоцци в постановке замечательного режиссера Олега Долина, который в прошлом сезоне поставил в РАМТе другую пьесу этого драматурга – «Зобеида», и теперь продолжает свои исследования комедии дель арте», – проинформировал Константин Богомолов. Спектакль «Женщина-змея» выйдет в рамках программы «Большие режиссеры маленьким зрителям», нацеленной на создание постановок для семейного просмотра.
«Эта программа призвана обновить линейку, условно говоря, детских спектаклей и способствовать притоку в эту сферу больших режиссерских имен, – пояснил Богомолов. – Это нужно, во-первых, для того, чтобы родители во время спектакля не отсиживались в буфете, а участвовали в совместном просмотре и могли впоследствии обсудить увиденное с детьми. А, во-вторых, чтобы актеры относились к детским спектаклям не формально, выходили на сцену с пониманием, что решают серьезные художественные задачи».
Следующая постановка в рамках семейного направления запланирована на начало февраля, это будет работа Филиппа Григорьяна «Лунная масленица» по тексту Павла Пряжко.
«Уникальность этого текста в том, что его можно поставить в любом формате вплоть до шоу в «Олимпийском», – отметил Филипп Григорьян. – Несмотря на линейность сюжета, это очень интересное явление, выдающийся текст о взаимоотношениях родителей и детей».
Первым спектаклем Константина Богомолова в качестве худрука Театра на Малой Бронной станет постановка «Покровские ворота» по пьесе Леонида Зорина. Она выйдет в марте во Дворце на Яузе. Следом свой замысел осуществит режиссер Александр Молочников, он поставит «Тараса Бульбу» Гоголя.
«Во всех постановках и экранизациях Тарас Бульба представлен как героическая личность, хотя, вообще-то, сюжет про то, как папа убил сына и особенно не пожалел об этом, – сказал Александр Молочников. – Еще меня в этом тексте поразили три страницы ярого антисемитизма. Учитывая, что произведение в школьной программе, я подумал, что надо как-то над этим поразмыслить».
Константин Богомолов подчеркнул, что «Тарас Бульба» – это произведение с большим потенциалом для актерских работ: «Текст очень драматичный, это касается и семейной истории, и национальных отношений».
Еще один молодой режиссер Владислав Наставшевс обратится к циклу Ивана Бунина «Темные аллеи».
«Бунин писал эти рассказы в начале 40-х годов, мы знаем, что тогда происходило в Европе; учитывая контекст, неудивительны апокалиптические настроения, которыми пронизано это произведение. После революции писатель уехал за границу, так что это еще и воспоминание о стране, которой больше нет. Это про прошлое, про эмоциональность и чувственность, которая уходит и, наверное, уже больше не вернется. Грустно признавать, но что-то похожее происходит и сейчас», – отметил режиссер.
Константин Богомолов добавил, что в настоящий момент также ведутся переговоры с целым рядом молодых режиссеров. В их числе Данил Чащин («Красавец мужчина» Островского в следующем сезоне), Семен Серзин, Евгения Сафонова и другие.
«Мы очень хотим, чтобы Театр на Малой Бронной стал для молодых режиссеров настоящим домом и возможностью реализации идей, – подчеркнул Константин Богомолов в заключении. – Именно поэтом мы запустили еще одну важную для нас программу работы со студентами и выпускниками театральных вузов Москвы и Санкт-Петербурга. «Скамейка запасных» сегодня, к сожалению, очень короткая. Поэтому необходимо поощрять рост молодых режиссеров, давать им право на успех и на ошибку».
Кроме этого, по словам, Богомолова, Театр на Малой Бронной планирует приглашать именитых зарубежных мастеров, а также установить партнерство с зарубежными театрами: «Мы мечтаем пригласить Андрея Жолдака, и, надеюсь, в следующем сезоне это желание осуществится. Я был бы счастлив, если бы в театре оказался Кристиан Люпа или Иво ван Хове».
Помимо спектаклей, Малая Бронная открывает и образовательные программы. Так, в этом сезоне стартовал цикл лекций историка театра Вадима Гаевского «Великие имена русского театра ХХ века». Первая лекция «Кто поставил «Короля Лира»?» была посвящена Соломону Михоэлсу. Следующая, посвященная Дягилеву, состоится 6 декабря на Малой сцене. Вход на лекции свободный.
И, наконец, Константин Богомолов надеется возродить традицию капустников и московских кабаре. Первый такой вечер «На чемоданах» состоится 13 января, он будет посвящен переезду и празднованию Старого Нового года.