Как сообщал «Театрал», в Петербурге проходят гастроли Театра марионеток Резо Габриадзе. На Малой сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова состоялось небольшое, но уникальное представление, названное «Театр Габриадзе – о Товстоногове. Эскиз из Тбилиси».
– Сегодня удивительный день: нам так повезло, судьба сделала замечательный подарок – у нас в гостях великий Резо Габриадзе! – объявил зрителям художественный руководитель БДТ Андрей Могучий. Зрителями стали артисты и сотрудники театра.
– Мы хотим отметить юбилейный год Товстоногова. Это совпало с нашими гастролями в Петербурге, – сказал Резо Габриадзе. – Приехать сюда и не отдать дань великому Мастеру – это просто грех. Я не могу определить жанр нашего представления. Это не перформанс, это портрет Георгия Александровича и маленькая шутка. Может быть, эссе, цветок или просто тост. Для тех, кто помнит и любит великого мастера, которому пришлось работать, поверьте мне, в невеселые времена. Он сохранил честь, достоинство и красоту искусства… Не будьте строгими к нам, будьте великодушными и снисходительными.
Товстоногов сидел в кресле в зрительном зале, дымил сигаретой и говорил о театре (из динамиков звучал настоящий голос мастера):
– Никакой человек не имеет права называть своих учеников. Учителей – да. Я не имею права сказать, что тот или иной человек – мой ученик, это он сам так должен считать.
– Я не могу выделить какие-то свои спектакли, потому что в каждом из них есть что-то, что мне доставляет горечь неудовлетворенности, что-то в каждом спектакле не выходит до конца. Не могу сказать, что мне не в радость успех, когда спектакль выходит, это было бы лицемерием. А вот тот спектакль, над которым ты работаешь сегодня… Всегда есть надежда, что здесь-то, быть может, и получится.
– «Король Лир» Питера Брука оказал огромное влияние на всю эстетику мирового театра и нашего в частности. И не могло быть иначе.
Посмотрев миниатюру, народный артист СССР Олег Басилашвили сказал Габриадзе «громадное спасибо за сегодняшний подарок, за память о Георгии Александровиче».
– Бывая на спектаклях Резо, я всегда испытываю странные чувства. Попадаю в свое детство, хотя спектакли далеко не детские, а еще во мне оживает та самая струнка, которая бывает только тогда, когда рядом мама, папа, бабушка и когда весь мир кажется чистым, простым, интересным. Я за это благодарен Резо. Чем его отблагодарить? Не знаю. Наверное, просто стараться работать так же для людей, как работает он, — поделился Олег Валерианович.
В сентябре 2015 года исполнилось 100 лет со дня рождения Георгия Товстоногова, руководившего Большим драматическим театром в течение 33 лет («золотой век» БДТ), и театр объявил сезон 2015-2016 «Сезоном Товстоногова».
Георгий Товстоногов родился в Тбилиси, работал в Грузии, преподавал в театральном институте, ставил спектакли в Тбилисском Русском ТЮЗе и Русском драматическом театре имени А.С. Грибоедова.
Посмотреть на подарок тбилисского мастера пришли и молодежь труппы, и актеры «товстоноговской гвардии» — Георгий Штиль, Марина Адашевская, Светлана Крючкова, Татьяна Бедова, Людмила Сапожникова, Евгений Соляков, главный художник БДТ Эдуард Кочергин.
– Очень хорошая кукла, высокого художественного уровня! Фантастически напоминает образ Георгия Александровича, – сказала Ирина Шимбаревич, заместитель художественного руководителя БДТ. Одиннадцать последних лет жизни Товстоногова она была его помощницей. – Габриадзе и Товстоногов много лет общались, дружили. Резо любит наш город, наш театр, наших артистов. Часто бывал в кабинете Георгия Александровича, здесь рисовал. Помню, как мы огромной командой шли на Невский в Театр Деммени, где проходили гастроли театра Габриадзе. В прошлом году мы с Олегом Басилашвили были в Тбилиси на 170-летнем юбилее театра имени Грибоедова и, конечно, зашли в театр Габриадзе, и в кафе, оформленное им, пронизанное ароматом Грузии…
Кукла легендарного режиссера уедет обратно в Тбилиси, будет участвовать в постановках, а для БДТ Резо Габриадзе сделает другую, которая должна вписаться в пространство товстоноговского кабинета.
Продолжая старейшую традицию БДТ, Габриадзе оставил театру автограф в знаменитой девятой гримерке (где стены и потолок расписаны автографами великих людей) с пожеланием: «Радости премьер».