В нижнетагильских СМИ появилась информация о том, что несколько сотрудников местного Молодёжного театра обратилось к мэру города с просьбой снять c репертуара спектакль «С широко закрытыми глазами» (по пьесе Августа Стриндберга «Фрекен Жюли»). Официальная премьера спектакля в постановке Татьяны Захаровой состоится в четверг, 24 марта.
По их мнению, в спектакле затронута слишком интимная сторона отношений между мужчиной и женщиной:
– «Фрекен Жюли» – это анатомичная пьеса, в которой описываются нехорошие отношения между мужчиной и женщиной. Там просматривается сексуальный подтекст, а в конце вообще главной героине предложили застрелиться. Чему мы учим молодежь? Директор театра Журавлёва решила поставить эту пьесу вопреки возражениям худрука, просто сменили название. Почему решили ставить именно эту пьесу – непонятно, – приводит Life слова председателя Независимого профсоюза актеров Уральского федерального округа Дмитрия Татаринова.
Удивительно, что против постановки на собственной сцене выступает и художественный руководитель Молодежного театра Владимир Вейде. Вместо зашиты приглашенного режиссера, вместо попытки примирить конфликтующие стороны, он высказывается в СМИ против того, чтобы его фамилия «была указана в этом репертуаре». В чем причина? Дозвониться худруку «Театралу» не удалось (мы готовы предоставить ему слово). Однако на вопросы журнала ответила директор театра Юлия Журавлева.
– Дело в том, что до 2015 года в театрах Нижнего Тагила было двоевластие, – говорит она. – То есть за финансовую и административную часть отвечал директор, а за творческую – худрук. Но в 2015 году учредитель в лице департамента культуры все это дело привел к единовластию, то есть сегодня театром в полной мере руководит директор. Отсюда и недовольство сложившемся репертуаром. И длится это уже довольно давно. Ранее они планировали начать забастовку и требовали сменить директора.
На вопрос «Театрала», почему все же худрука не устраивает новый спектакль, Юлия Журавлева ответила:
– Он считает, что у нас детский театр, и мы должны ставить спектакли для маленьких. Но ведь помимо детства есть еще отрочество и юность. Не предлагать же аудитории «16+» детские сказки! Мы решили, что актуально прозвучит Стриндберг. По сути это наш эксперимент для молодежи. В пьесе много аналогий с нашей жизнью: богатые родители, избалованные дети… Но поскольку еще до сдачи спектакля пошел скандальный флер, мы пригласили критиков из Екатеринбургского отделения СТД. Они знают наш театр с самых истоков. Так же на сдаче будет присутствовать культуролог, директор Музея изобразительных искусств и представители драматического театра. Они смогут дать оценку тому, что будет происходить на сцене и насколько это патовый спектакль для нашего театра.
– Честно говоря, ситуация напоминает абсурд, – считает обозреватель «Театрала», доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Школы-студии МХАТ Ольга Егошина. – Те, кто предъявляет подобную критику в адрес самой пьесы, расписываются в незнании истории театра. Во-первых, Стриндберг – это классика. Он проверен не отдельными цензорами, а целыми поколениями. Во-вторых, пьеса «Фрекен Жюли» ставилась на разных сценах самых разных стран мира. В-третьих, ТЮЗ все-таки в последние десятилетия функционирует в России не как детский театр, а как театр, куда приходит молодежь различных возрастов. Конечно, я не видела трактовку Стриндберга Нижнетагильского театра, но читаю высказывания возмутившихся деятелей сцены и удивлена: ругать произведение Стриндберга – значит расписываться в незнании истории театра.