17 сентября кинорежиссер Владимир Меньшов отмечает 80-летие. Свой первый фильм «Розыгрыш» он снял в 37 лет. За второй «Москва слезам не верит» был удостоен премии «Оскар». Он рискнул пригласить сыграть в комедии Юрского и Тенякову, Алентову и Чурикову. Владимир Меньшов единственный режиссёр, который снялся в 110 картинах, играл в спектаклях на сценах московских театров. Коллеги Владимира Меньшова рассказали «Театралу» о совместных работах и поздравили юбиляра.
Елена Захарова, актриса:
– Мы с Владимиром Валентиновичем играли в спектакле «Казанова: уроки любви». Он был Казанова, а я – Анна. Я люблю все его картины, а «Москва слезам не верит» и «Любовь и голуби» – два моих любимых фильма. Я ему об этом при первой же встрече сказала, и я видела, что ему это было приятно слышать. Режиссёру очень важны слова признания, какой бы он ни был известный, сколько бы у него ни было регалий, даже, если он оскароносец. Его так и называли «наш оскароносец». Работа с таким артистом, с таким режиссёром – это огромная удача. С ним играть одно удовольствие. С нашим спектаклем мы гастролировали, много времени провели в поездках. Я рада, что мне удалось с ним пообщаться. Он необыкновенный человек – добрый, весёлый, замечательный собеседник. Жаль, что сейчас этот спектакль мы уже не играем, но я часто о нём вспоминаю. От всей души поздравляю Владимира Валентиновича и желаю здоровья, здоровья и ещё раз здоровья!
Виталий Москаленко, режиссёр:
– Мне судьба подарила встречу с грандиозным, невероятно талантливым, мудрым человеком.
Совместное написание сценария для фильма «Ширли-мырли» было праздником. На этой картине Владимир Валентинович первый перешёл на электронный монтаж. После этого он мне предложил поработать в его объединении. Я написал сценарий фильма «Китайский сервиз» и снял картину. На роль купца золотопромышленника был приглашён Алексей Петренко, но он в последний момент отказался. Пришлось сниматься Меньшову. Должен сказать, что в мою работу он не вмешивался, предоставив мне полную свободу.
Я считаю, что все его картины – это точное попадание в десятку. Меньшов – наше национальное достояние, а фильм «Любовь и голуби» – это шедевр! Я несколько раз смотрел спектакль «Любовь и голуби» в Современнике, был знаком с автором Владимиром Гуркиным. Посмотрел фильм и был потрясён. Я даже не предполагал, что эту пьесу можно так снять. Самым большим открытием для меня стал Юрский. В роли дяди Мити я мог представить кого угодно, но только не его. Так угадать, что этот артист подходит на эту роль может только Владимир Валентинович.
Когда вышел фильм «Москва слезам не верит», сколько негатива на него вылили! Всем не нравился счастливый конец. Тогда не любили положительные финалы. Герой обязательно должен был умереть или финал должен был быть открытым: то ли погибнет через минуту, то ли потом, а тут женщина взяла в руки судьбу, победила и стала счастливой. Картина казалась простой. В том-то и талант Меньшова, что он из такой истории сотворил шедевр, который получил «Оскар».
Я сам из Белоруссии. Как-то негативно высказался о Лукашенко и получил сорокаминутную головомойку: «Запомни, этот человек спасёт страну». Прошло 17лет, и я понял, что он был прав. Меня восхищает его смелость говорить правду в лицо, несмотря ни на что. Меньшов – человек поступка.
К сожалению, мы сейчас не часто видимся. Я знаю, что он написал сценарий, будет снимать. Очень хочется, чтобы ему это удалось.
Юлия Ауг, актриса:
– Мы снимались с Владимиром Валентиновичем в картине «Екатерина». Он играл графа Бестужева, а я императрицу Елизавету Петровну. Он замечательный партнёр и в то же время он видит всё, что происходит на площадке и на всё реагирует. В нём удачно сочетаются актёр и режиссёр. Он многое придумывает, предлагает какие-то решения. От него не ускользает ничего, он как бы видит всю сцену целиком. Его подсказки точны, они очень помогают. Если ты сам не можешь разобраться, он всегда придёт на помощь, никогда не откажет, но делает это деликатно, стараясь, ни в коем случае не обидеть или показать своё превосходство. Сразу ощущается его желание сделать лучше для фильма, для общего дела. В работе он очень надёжен.
Помню, снимали одну длинную сцену. Репетиции шли долго, тяжело, приступили к съёмкам то же самое. Ну, не идёт и всё тут! Ты переживаешь, ничего не можешь придумать, находишься в состоянии полной растерянности. Смотришь на Меньшова, а он как опора внутри этой сцены, спокоен, сосредоточен и ты выдыхаешь. Ты понимаешь, если он не волнуется – значит, всё будет хорошо, всё сложится. Я ему очень за это благодарна и мне очень хочется ещё с ним поработать.